Содержание статьи
    Также по теме

    СВЯТОЙ

    СВЯТОЙ, термин, обозначающий 1) человека исключительно добродетельного и благочестивого; 2) душу подобного человека, пребывающую после его кончины на небесах; лицо, канонизированное Римско-католической или Восточной православной церквами; 3) лицо, почитание которого христианами укоренено в традиции. Католики и православные христиане веруют, что святые не только являют собой образец добродетели, но и могут заступиться перед Богом за членов церкви, еще живущих на земле. Протестанты в большинстве своем ограничиваются почитанием памяти святых, не прибегая к их молитвенному заступничеству.

    В древней церкви слово «святой» употреблялось как синоним слова «христианский». Позднее так стали называть мучеников, которых местные церкви чтили в годовщины их смерти. Со временем в церквах стали почитать и мучеников, прославившихся в иных землях. В 4–5 вв. наряду с культом мучеников начинает повсеместно распространяться культ тех святых, которые не претерпели мученической смерти, – например, епископов (святителей) и аскетов (преподобных).

    Пока продолжались гонения на христиан, мучеников не хоронили отдельно, однако их гробницы особо отмечались. По завершении эпохи гонений у мест погребения мучеников стали устраивать – для их почитания – часовни и надгробия, а затем и большие церкви. На Западе было принято не тревожить могилу мученика, возводя надгробие или базилику прямо над ней, тогда как на Востоке мощи многих мучеников были торжественно перенесены в специально устроенные для этого раки. Поэтому древняя западная практика позволяет с большей уверенностью говорить о подлинности мощей святых, хотя приблизительно с 10 в. перенесение мощей вошло в обычай и здесь.

    Борьба с культом святых развернулась чуть ли не одновременно с возникновением самого культа. Уже в первые века христианской эры многие отцы церкви вынуждены были выступать в защиту почитания святых. Но поскольку народное почитание иногда становилось чрезмерным, церковь настаивала на четком различении благоговения (dulia) перед святыми и поклонения (latria) Богу.

    Во многих христианских деноминациях существует обычай вспоминать главных святых за богослужением или за литургией в особые дни, посвященные этим святым. У христиан принято давать младенцам при крещении имя какого-нибудь святого. Практика празднования «тезоименитства», или «именин», имеет давнюю традицию, а в православном мире она широко распространена и сегодня.

    Средневековая традиция приписывала отдельным святым особые свойства или способности. Так, св. Патрик считался святым покровителем Ирландии, св. Дионисий Парижский – Франции, св. Стефан – Венгрии. Косма и Дамиан были покровителями врачей, св. Христофор – путешественников, а св. Флориан – пожарных. Луции и Одилии приписывалась способность исцелять зрение, св. Эразму – внутренние органы, а св. Власию – горло. В народном культе святых предполагалось, что небеса помогают людям во всем, великом и малом: считалось, например, что св. Антоний Падуанский помогает людям найти потерянное, а св. Иуда помогает в безнадежных случаях и в отчаянном положении.

    См. также БЕАТИФИКАЦИЯ; КАНОНИЗАЦИЯ.

    Литература

    Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995