Содержание статьи
    Также по теме

    АРЕНА

    АРЕНА, в зрелищных зданиях Древнего Рима круглая (или овальная) площадка, засыпанная песком, окруженная амфитеатром зрительских мест и предназначенная для представлений боев гладиаторов с участием диких зверей. Круглая форма арены (как и орхестры в древнегреческом театре) происходит от еще более древнего круга ритуально обрядовых действ и имеет то же обобщенное семантическое значение (образ космоса, мироздания, вселенной). Как площадка для уже современных цирковых представлений, арена («манеж») с начала 19 в. обретает точно фиксированный размер (диаметр 13 метров, обусловленный требованиями конно-акробатических и конно-жонглерских номеров). В 1910-е годы на аренах цирков в Берлине и Петербурге ставилась трагедия Царь Эдип режиссерами М.Рейнхардтом и А.Грановским в оформлении, соответственно, А.Роллера и М.Добужинского, а в 1921– в Москве Мистерия-Буфф в постановке того же Грановского и сценографии Н.Альтмана.

    Начиная с 1920-х разрабатываются проекты театров со сценой-ареной: архитекторами В.Гроппиусом – для Э.Пискатора, А.Гегелло и Д.Кричевским – для А.Брянцева (реализовано в 1962 А.Жуком), М.Бархиным и С.Вахтанговым – для Вс.Мейерхольда. В 1932 на площадке в форме арены, поставленной в середине зрительного зала Н.Охлопков поставил Мать М.Горького. А во второй половине 20 в. в разных странах (чаще всего в университетских театрах США) сцены-арены стали строиться специально, причем не обязательно круглой формы, но и трапециевидной, прямоугольной, или квадратной, но обязательно окруженные зрительскими местами с трех или четырех сторон. К концу 20 в. такой тип театрального пространства (как грандиозного, так и камерного характера) получил достаточно широкое распространение.

    В.И.Березкин