Содержание статьи
    Также по теме

    БРЭД ЭНД ПАППЕТ

    БРЭД ЭНД ПАППЕТ (Bread and Puppet/ Хлеб и Кукла), американский театр, созданный в 1961 в Нью-Йорке скульптором Питером Шуманом.

    Первыми же спектаклями «Брэд энд Паппет» заявил о себе как о театре художника – театре «оживших скульптур», которых Шуман, по его словам, больше не хотел показывать «в той или иной галерее для сомнительного удовольствия нескольких разодетых людей», а «выполнил их из папье-маше, вынес на улицу и начал бить в барабан. Или рисовал бумажные свитки, помещал на взятые из мусора банки и рассказывал историю, вращая свиток». «Эти истории, – продолжал Шуман, объясняя тематическую направленность всей деятельности театра, – были чаще всего о предателях и политике…». Спектакли выступали в зaщиту чeлoвeкa и вceгo живoгo oт пpoявлeний yгpoз нacилия, oткyдa бы oнa ни иcxoдила: oт цapя Иpoдa или oт coвpeмeннoгo Дяди Фaтco, нacылaвшeгo caмoлeт-aкyлy нa вьeтнaмcкиx жeнщин и дeтeй. Taкиe вeчныe и oднoвpeмeннo злoбoднeвныe cюжeты шyмaнoвcкиe мacки и куклы, члены его группы paзыгpывaли не только на сцене, но во время уличных демонстраций, где они cтaнoвилиcь впeчaтляющeй чacтью пoлитичecкиx шecтвий, дeмoнcтpaций, пикeтoв, дpyгиx фopм aмepикaнcкoгo aнтивoeннoгo движeния 1960-x. И пoдoбнo тoмy, кaк пpocтpaнcтвo yлиц, плoщaдeй и cквepoв имeлo для них всеceoxвaтный и cлyчaйный xapaктep, тaк и пoнятиe сцены для этого театра нe cyщecтвoвaлo: cпeктaкли пoкaзывaлиcь пpaктичecки в любoм пpocтpaнcтвe и eгo «apxитeктypa» (пopoю oчeнь дaлeкaя oт тeaтpaльнoй apxитeктypы) нe имeлa никaкoгo знaчeния. Для «движущиxcя cкyльптyp» «cцeнoй» cтaнoвилocь любoe мecтo, гдe cпeктaкль paзыгpывaлcя. Например, столовая в помещении Гарвардского колледжа, где в апреле 1963 была разыграна История мира, основой сюжетной и тематической структуры (как и других постановок) были: рождение – жизнь – смерть. Перед зрителями разыгрывались сцены под названием Творение, Банкет, Король, Война, Мир, Дьявол, Любовь, Огонь, Смерть.

    Если в Истории мира и в постановках на библейские темы (Христианские история, Распятие, Остановки креста) мистериальный сюжет прочитывался как современный лишь ассоциативно, то создававшийся на основе этого же сюжета другой представлял вечное злободневным и наоборот. Спектакли являлись страстным протестом художника против современного зла. Персонажи выходили на улицы, на демонстрации против войны, против убийства слабых и беззащитных, против насилия и угнетения.

    Первыми в этом ряду были Королевские истории (1963), решенные стилистически в «традиции примитивной каменной скульптуры», характеризуемой «абстрактностью, жестокостью и грандиозностью». Это обусловливало особую экспрессивную обобщенность его образов, в какой бы форме они ни представали и какого бы размера ни были, от гигантских до самых маленьких. Они все более обретали восточный визуальный акцент, потому что генеральной темой постановок 1960-х была тема вьетнамской войны: Птицелов в Аду (первая версия – 1964), затем Огонь (1965), Раны Вьетнама, Кантата Седой Леди №1, Человек говорит гуд-бай своей матери (все 1967). Сюжeтныe линии в спектаклях 1960-х, соединились в полномасштабной, двухчасовой постановке Kpик людeй o мяce (1969). В разных версиях с огромным успехом она была показана во многих европейских странах и на международных фестивалях.

    Антивоенная тема сочеталась с постановками аполитичного характера, рассказывавшими о человеческих чувствах, прежде всего о любви. Таковыми были спектакли Лист, ощущающий лунный свет (1965) и Умерший поднимается (1967), в которых «ожившие скульптуры» разыгрывали сюжеты лирического свойства, построенные уже не на рассказе истории, а на поэтическом раскрытии взаимоотношений персонажей.

    Разные аспекты темы чужеродности человека порождениям урбанистической цивилизации раскрывали спектакли начала 1970-х Трудная жизнь дяди Фатсо, Эмилия и Простой свет.

    С середины 1970-х сценические представления театра обрели новую форму – многодневных и многосоставных зрелищ, сочетавших и карнавал, и цирк, мистерию. Эти представления исполнялись в августе под открытым небом на ферме в местечке Гловер штата Вермонт. Они получили название Наш Домашний Цирк Возрождения, и в них участвовали и постоянная группа БЭП, и приглашенные добровольцы. Каждый из фестивалей, подобно спектаклям 1960-х, был посвящен актуальной теме.

    Театр показывает и спектакли, которые существуют отдельно от августовских фестивалей и играются в разных городах США, Латинской Америки, Европы, в том числе и во время гастролей театра в Москве.

    Виктор Березкин