Содержание статьи
    Также по теме

    БУТУСОВ, ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

    БУТУСОВ, ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1961), русский театральный режиссер. Родился в Гатчине Ленинградской области 24 сентября 1961. Окончил судостроительный институт, некоторое время проработав по специальности, пробовал себя в разных профессиях, серьезно занимался конным спортом. В 1996 окончил режиссерский факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства (курс И.Малочевской). С 1996 по приглашению В.Пази работал режиссером в театре Ленсовета (Открытый театр).

    Бутусов обратил на себя внимание уже студенческими работами – Женитьба Н.Гоголя (1995) и Парадоксалист по Запискам из подполья Ф.Достоевского (1996). Дипломная работа В ожидании Годо С.Беккета, выпущенная в Театре на Крюковом канале (1996), сделала Бутусова знаменитым: постановка была названа «событием года» и отмечена высшим призом за режиссуру на петербургском фестивале «Рождественский парад».

    Очевиден интерес Бутусова к интеллектуальной западной драме. Для его интерпретации экзистенциальной и абсурдистской драматургии характерна ясная режиссерская мысль, без тумана и многозначности, хотя некоторые критики упрекают режиссера в упрощении смысла. Бутусов не пускается в вольные импровизации на тему, заданную автором, но постепенно, «пошагово» изменяет природу используемого текста. Режиссер создает повествовательную структуру спектакля, часто и умело используя приемы и элементы «поэтического театра» – трюки, метафоры, ритмы. Не стремясь исследовать метафизическую природу текста, интересуется им прежде всего как материалом для игры. Деталь, фраза или отдельное слово обыгрываются актерами, превращаясь в самостоятельный этюд. Этюды складываются в цельный и подвижный рисунок спектакля. Бутусов строит оригинальные, неожиданные театральные конструкции. Условная модель его спектаклей – «голый человек на голой земле».

    Бутусов умело использует в своих постановках музыку. Так, в Войцеке «не танцевали, а точно оттаптывались за собственное унижение» под мелодии Т.Уэйтеса; бесчисленные вариации «I'll be gone» создавали в спектакле В ожидании Годо настроение изнурительного круговорота жизни.

    Первой постановкой в театре Ленсовета был Войцек Г.Бюхнера (1996). Из незавершенной пьесы Бюхнера, из черновиков, отрывков и набросков Бутусов создал свой сценический текст, историю о жалкой участи «маленького человека» «без свойств» Войцека (актер М.Трухин). Из множества действующих лиц Бутусов оставил восемь, составив четыре пары: Войцек – дурачок Карл (К.Хабенский), который из второстепенного персонажа превратился в одного из главных; Мария (О.Муравицкая) – Маргарита (М.Алешина); Старик (М.Девыткин) – Капитан (М.Пореченков; Доктор (М.Вассербаум) – Тамбурмажор (Г.Траугот). Спектакль отмечен петербургской премией «Золотой софит» как «лучший спектакль малой сцены» сезона 1996–1997.

    В 1997 Бутусов восстановил спектакль В ожидании Годо на сцене театра Ленсовета. Постановка, жанр которой определен как «трагикомедия», построена в основном на элементах буффонады. В бутусовской версии герои, Владимир и Эстрагон, из беккетовских философов превратились в бродячих артистов. Это два неразлучных друга, для которых бесплодный поиск Годо стал увлекательным путешествием – игрой не менее занимательной, чем ожидание. Герои одиноки, у них нет ничего, кроме самих себя. В такой ситуации остается лишь «стать Годо друг для друга», что и делают Гого (Хабенский) и Диди (Трухин). За спектакль В ожидании Годо Бутусов получил сразу две премии – «Золотая маска»-99 (за «лучшую режиссерскую работу сезона 1997–1998») и приз критики.

    Мастерское владение ритмами и формами пространства Бутусов продемонстрировал в Стороже Х.Пинтера (1997), лауреате премии Станиславского (1999) в номинации «лучшая режиссерская работа сезона». В Стороже пленяет «магия подлинности существования каких- то диковинных, невозможных и вместе с тем абсолютно реальных существ – потомков диккенсовских чудаков».

    Калигулу А.Камю (1998) Бутусов представляет как историю об игроке – чувственном юноше, ставившем себе недостижимые цели и разыгравшем жестокий спектакль «как стать Калигулой», где он выступил одновременно в роли палача и жертвы. Гай (Хабенский), этот истерзанный мальчик-император, абсолютно одинок. Если в Годо герой Хабенского был обречен всюду таскать с собой «дерево жизни», то в Калигуле он носит длинный шест, уже нет Диди, готового разделить его ношу.

    В 2000 впервые на сцене театра Ленсовета режиссер осуществил постановку Клопа В.Маяковского (в роли Присыпкина – Пореченков).