Содержание статьи
    Также по теме

    ЧУЛЮКИН, ЮРИЙ СТЕПАНОВИЧ

    ЧУЛЮКИН, ЮРИЙ СТЕПАНОВИЧ (1929–1987), русский кинорежиссер, сценарист, киноактер, автор текстов песен. Народный артист РСФСР (1979). Лауреат премии Ленинского комсомола (1979), лауреат Государственной премии РСФСР (1984). Родился 9 ноября 1929 в Москве. Окончив в 1956 режиссерский факультет ВГИКа, где учился у Г.Александрова и М.Чиаурели, некоторое время работал на телевидении (снял около трех десятков очерков), с 1958 – на киностудии «Мосфильм».

    Известность к режиссеру пришла после первой самостоятельной постановки. Фильм Неподдающиеся (Главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске, 1960) был типичной молодежной комедией на производственную тему. История об отличной работнице, взявшей «на исправление» отъявленных лентяев и зубоскалов, могла так и остаться данью времени и быстро сойти с экрана, если бы роль комсомолки Нади Берестовой не сыграла актриса чрезвычайно редкого трагикомического дарования Н.Румянцева, а роли не поддающихся ни на какие уговоры шалопаев – Ю.Белов и А.Кожевников. Популярность фильму добавили превосходные актерские работы С.Филиппова и Ю.Никулина.

    Фильм Девчата (Почетный диплом на Международном кинофестивале фильмов для молодежи в Каннах, 1962), где роль главной героини, выпускницы кулинарного училища Тоси Кислицыной, снова исполнила Н.Румянцева, стал лучшей режиссерской работой Чулюкина. За простой, снятой с несомненным мастерством и убедительностью, хотя и не слишком типичной историей о том, как два рабочих парня поспорили об заклад, что Тося всего за неделю влюбится в одного из спорщиков, можно было увидеть вещи, которые заведомо не укладывались в стилистику лирической комедии со счастливым концом. Это и непреднамеренная жестокость, духовная черствость «простых» людей, и скрытый драматизм разных вариантов личного счастья (ведь несчастливы почти все девушки, с которыми жизнь свела Тосю в комнате общежития, да и такое неполное счастье выпало отнюдь не каждой).

    Хотя в дальнейшем режиссер пробовал силы в самых разных жанрах – спортивная комедия Королевская регата, фильм о цирке Король манежа, музыкальная комедия Не хочу быть взрослым, – эти попытки вряд ли можно признать удачными.

    Особую область в творчестве Чулюкина составляют фильмы военно-патриотической тематики, которую он разрабатывал начиная со своей дипломной работы Дым в лесу (по А.П.Гайдару). Сюда следует отнести фильм Р.В.С. (также по Гайдару), где Чулюкин выступил в качестве сценариста и художественного руководителя, и собственно режиссерские работы: экранизацию партизанских повестей Вс.Иванова И на Тихом океане, Юнга со шхуны «Колумб» (о поимке диверсанта), На пути в Берлин (об окружении столицы гитлеровской Германии). Высокую официальную оценку получил фильм, посвященный подвигу генерала Д.Карбышева, Родины солдат (Серебряная медаль им. Довженко, 1976), фильм о борьбе партизан на Дальнем Востоке в период Гражданской войны Поговорим, брат (приз XII ВКФ в Ашхабаде, 1979).

    С 1982 Чулюкин преподавал во ВГИКе. Неоднократно выступал как сценарист и актер.

    Умер Чулюкин в Мапуту (Мозамбик) 7 марта 1987.

    Евгений Перемышлев

    Литература

    Туровская М. О чем рассказала комедия. – Искусство кино, 1959, № 11