Содержание статьи
    Также по теме

    ФОСС, БОБ

    ФОСС, БОБ (Fosse, Bob) (1927–1987), североамериканский хореограф, кинорежиссер.

    Родился 23 июня 1927 в Чикаго, США. В 1969 уже прославленный бродвейский постановщик дебютирует в кино кинокартиной Милая Чарити, музыкальной версией фильма Ф.Феллини Ночи Кабирии (1955). Неудивительно, что на тему этого произведения появился мюзикл, ведь музыка в работах Феллини (композитор – Нино Рота) играет важнейшую роль, составляя с изображением единое целое, они по сути полифоничны. Как и у Феллини, главная героиня – проститутка с золотым сердцем. Ширли Маклейн сыграла героиню, не очень похожую на Кабирию Джульетты Мазины, Чарити гораздо более решительна и активна. В фильме очевидна важная особенность стиля Фосса – серьезные ключевые идеи повествования он умеет выражать не словами, а визуально. Так, мечта Чарити о другом, прекрасном мире выражена в блестящем танцевальном номере на песню There's Gotta Be Something Better Than This (Где-то там должно быть место лучше, чем это).

    Но нельзя было представить, что следующая работа режиссера станет одной из самых знаменитых кинокартин. Кабаре основан на одноименном бродвейском мюзикле по книге Кристофера Айшервуда. Молодой писатель-американец (Майкл Йорк) приезжает в пред-нацистский Берлин и, попав в популярное кабаре, знакомится с местной «примадонной» (Лайза Миннелли). Глупо и банально завершается их роман, а посетители кабаре уже сплошь в коричневых рубашках. Очень многое в фильме, в год его выхода считавшееся сенсационным, выглядит сейчас устаревшим: от любовного треугольника с гомосексуальными мотивами (в то время патологические вещи вставляли в практически любую кинокартину о нацизме) до некоторых чересчур лобовых приемов. Но возможно, ни один голливудский фильм не показывал так точно, глубоко и мощно зарождение фашизма, при этом используя практически одни метафоры. И парадоксально, делая это исключительно при помощи музыки и танца. За одной незабываемой сценой следует другая. Пока в кабаре играет веселая музыка, за углом избивают человека, несогласного с социал-демократами. Квинтэссенция притягательности фашизма для обывателей, движущей силы Третьего Рейха, выражена в сцене в деревенском пивном баре, когда юному нацисту начинает подпевать сначала один крестьянин, потому другой, третий, потом вся деревня. Метафоризм танцевальных номеров Фосс подкрепляет визуальным совершенством ряда (в первую очередь, работой оператора Джеффри Унсворта) и мастерством актерского ансамбля. Майклу Йорку, играющему не поющего и не танцующего писателя, досталась довольно неблагодарная связующая роль наблюдателя, зато образы созданные Лайзой Минелли и Джоелом Греем в роли конферансье вошли в историю. Кабаре получает восемь «Оскаров» (режиссер, звук, художник-постановщик, дизайнер костюмов, оператор, монтаж, актриса – Минелли, актер второго плана – Грей), проиграв при этом награду за лучший фильм года Крестному отцу.

    Появился режиссер, способный влить свежую кровь в любимый всеми жанр мюзикла. Но Фосс вопреки всему спустя два года снимает совсем не мюзикл. Ленни (1974), биографию скандально известного комика Ленни Брюса, умершего от передозировки наркотиков. На главную роль Фосс берет Дастина Хоффмана. Ленни Брюс, выступавший в ночных клубах Нью-Йорка в конце 1950-х – начале 1960-х, считается сейчас пионером разговорного сценического жанра США, во-первых, потому, что затрагивал в своих выступлениях острые социальные и общественные проблемы общества (опередив на несколько лет изменившую социальную мораль Штатов «культурную» революцию хиппи), а во-вторых, затрагивал их, используя богатый выбор нецензурных выражений. Фосс решил использовать эти выступления Ленни в фильме без купюр и нельзя не отметить необычайную достоверность Хоффмана, произносящего монологи своего героя. Как нельзя не оценить и убедительную работу актрисы Валери Перрин в роли жены, бесконечно страдавшей от тяжелого характера Брюса, но тем не менее продолжавшей любить его. Актриса получила приз Каннского кинофестиваля, награды Национального совета кинокритиков США и гильдии кинокритиков Нью-Йорка, выдвигалась на «Оскар» (как и сам фильм, Фосс за режиссуру, Хоффман, адаптированный сценарий и оператор Брюс Сартис, блестяще снявший кинокартину в черном и белом цветах).

    В 1976 Фосс ставит на бродвейской сцене легендарный мюзикл Чикаго на музыку и слова создателей Кабаре. Его отношение к сцене как к модели циничного мира, где все покупается и продается, выражается как нельзя лучше в истории о девушке, убившей своего любовника и ставшей звездой газет благодаря беспринципному адвокату.