Содержание статьи
    Также по теме

    ГРОТОВСКИЙ, ЕЖИ

    ГРОТОВСКИЙ, ЕЖИ (Grotowski, Jerzy), (1933–1999), польский режиссер-реформатор, теоретик современного театра, культуролог. Наряду со Станиславским, Мейерхольдом, Арто считается мыслителем и практиком, оказавшим основополагающее влияние на развитие мирового театрального искусства.

    ЕЖИ ГРОТОВСКИЙ

    Родился 11 августа 1933 в польском городе Жешув. Рос под влиянием индуистской культуры, что наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Позже Гротовский говорил, что при выборе профессии он колебался между тройным выбором: востоковедением, психиатрией и режиссурой. Он выбрал режиссуру, однако всю свою творческую жизнь стремился объединить эти направления. Его главной задачей стало познание духовных тайн внутреннего существования человека. И путь, которым следовал режиссер, был уникальным.

    Гротовский закончил актерское (1955) и режиссерское (1960) отделения Высшего государственного театрального училища в Кракове. В промежутке между обучением прошел годичную стажировку в Московском ГИТИСе (курс Ю.Завадского), где изучал технику режиссерской работы Станиславского, Вахтангова, Мейерхольда и Таирова. Если для большинства теоретиков и практиков театра художественные системы этих режиссеров представляются изолированными и даже во многом противоречащими друг другу, то Гротовский скорее исследовал объединяющие моменты их творчества, точки соприкосновения, находящиеся в первую очередь в области воспитания и профессионального обучения актера. Для него центральной фигурой театра был актер, его энергетика и взаимодействие со зрителями. На становление театральной системы Гротовского оказал глубокое воздействие театр Востока (традиционный индийский театр, китайская опера, японский театр Но) – наиболее близкий по своим принципам к ритуалу, сакральности. В культурном пространстве ритуального действа Гротовским – пожалуй, впервые в истории театра – были обнаружены глубинные связи основных театральных систем 20 в.

    Вернувшись в Польшу, он пережил короткий период увлечения политикой – участвовал в движении Октябрь-56; однако вскоре вернулся к театральному искусству.

    С 1959 руководит маленьким драматическим театром «13 рядов» в городе Ополе (в 1962 переименован в «Театр-лабораторию 13 рядов»). Здесь формировались принципы его театральной системы, позже получившей авторское название «Бедного театра». «Бедный» – в том смысле, что режиссер последовательно и принципиально отказывается от любых театральных эффектов, включая сценографию, и сосредоточивает все внимание на актере. Гротовский разрабатывает сложнейшую систему актерских тренингов по постановке дыхания, развитию пластики. Его актеры занимались по программам гимнастов и акробатов, добиваясь виртуозного владения собственным телом, однако главной целью был не холодный профессионализм, но глубокая исповедальность актерского существования – на грани человеческих возможностей. Уже в Ополе им были поставлены спектакли, перевернувшие классические представления о театральном искусстве: Кордиан по Словацкому (1962), Фауст по Марло (1963), Стойкий принц по Кальдерону—Словацкому (1965).

    В 1965 Гротовский с группой актеров переезжает во Вроцлав, где организует театр-лабораторию. Здесь были поставлены два самых громких (и последних традиционных) спектакля Гротовского – Акрополь по Выспяньскому и Апокалипсис cum figuris по мотивам Евангелия. Театр-лаборатория вскоре получает мировую известность.

    Апокалипсис, спектакль без драматургической основы, без костюмов, декораций, грима, машинерии, аудиоаппаратуры, показанный в обычной комнате для 40 человек, как бы подвел итог его «театральному» периоду и открыл новый период – «паратеатральный». Им режиссер сформулировал программу нового театра – «театра участия», отрицающего разделение на актеров и зрителей и провозглашающего принцип участия в театральном действе всех присутствующих. Гротовский называл свою публику не зрителями, а свидетелями. По сути это был возврат к истокам театра, обновление и возрождение его ритуальной основы.