Содержание статьи
Также по теме

ГУРЧЕНКО, ЛЮДМИЛА МАРКОВНА

ГУРЧЕНКО, ЛЮДМИЛА МАРКОВНА (1935-2011), русская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1969), народная артистка СССР (1983), награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени» (2000).

Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 в Харькове. «Всего пять с половиной лет я прожила «до войны», – вспоминает актриса. – Еще утром мы были в лесу на прогулке. Нарвали ромашек и сиреневых колокольчиков… Все оборвалось мгновенно, неожиданно». Отец Людмилы ушел на фронт добровольцем.

Осенью 1944 Людмила Гурченко поступила в музыкальную школу-семилетку им. Бетховена. Новый 1945 десятилетняя Люся встречала с мамой в ремесленном училище.

В 1953 Л.Гурченко поступила во Всероссийский государственный институт кинематографии на курс С.Герасимова и Т.Макаровой. Через пять лет окончила институт и до 1964 работала в Театре-студии киноактера. С 1964 по 1966 – актриса театра «Современник». В этом театре Л.Гурченко играла в основном второстепенные роли, участвовала в массовых сценах. «Работа в «Современнике» меня многому научила – знать свое место, уметь быть шестым лебедем справа», – призналась она в одном из интервью.

В 1956 Э.Рязанов предложил третьекурснице Л.Гурченко главную роль в новом фильме. Студентка ВГИКа прошла пробы. Новый фильм назывался Карнавальная ночь. Режиссер картины вспоминает: «Талия у Гурченко была тонкой до неправдоподобия. А темперамент бил во все барабаны». Съемки длились всего пять месяцев. Премьера состоялась 28 декабря. Оглушительный успех, триумф. Песенка о пяти минутах вмиг облетела страну. Л.Гурченко зарекомендовала себя как актриса с яркими вокально-эстрадными данными. В 1958 ее талант блестяще проявился в другом фильме – с подчеркнуто музыкальным названием – Девушка с гитарой. Сама Л.Гурченко говорит, что Карнавальная ночь – это итог двадцатилетней жизни с родителями: «Такой я и пришла на экран: искренней, верящей в добро, жизнерадостной, полной сил».

В 1960-е Л.Гурченко снимается в фильмах Гулящая (1961), Человек ниоткуда (1961), Женитьба Бальзаминова (1964), Рабочий поселок (1966), Строится мост (1966). В основном, это роли второго плана, не принесшие актрисе популярности, но, безусловно, пополнившие ее творческий багаж.

В 1970-е музыкальные фильмы с участием Гурченко выходят буквально один за другим. В 1972 году она снялась в фильме Табачный капитан, в 1973-м – в картине Цирк зажигает огни, на следующий год – в Соломенной шляпке, в 1975 году – в Небесных ласточках, а еще через год в картине Мама.

Фильмы Двадцать дней без войны (1976), Пять вечеров (1978), Сибириада (1978) – иного плана. В них Л.Гурченко в первую очередь драматическая, почти трагическая актриса. Сознательно снят штамп «эстрадной певицы». Игра Л.Гурченко интимна, доверительна.

Фильм П.Тодоровского Любимая женщина механика Гаврилова снят в 1981. Маргарита Сергеевна Л.Гурченко – одинокая женщина, верящая в любовь и счастье, несмотря на причуды, выходки судьбы. Самой актрисе роль кажется не вполне удачной, так как вынужденная подчиняться воле режиссера, она, по ее словам, не сумела передать все оттенки настроений и грани характера своей героини.

В Вокзале для двоих (1982) Людмила Гурченко блестяще сыграла в дуэте с Олегом Басилашвили. За роль Веры актриса получила премию Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде. Вера-Гурченко – официантка провинциального привокзального ресторанчика. Любовь преображает ее, пробуждает в ней женщину – ранимую, чуткую, нежную. На наших глазах происходит чудо. Вторая совместная после Карнавальной ночи работа Л.Гурченко с Э.Рязановым тоже своего рода рождественская сказка – трогательная и веселая.

В фильме Магистраль у Л.Гурченко короткий эпизод. Три-четыре актерских штриха. Хорошо одетая женщина входит в приемную железнодорожного начальника. Выясняется, что этой изящной, элегантной женщине нужны… цистерны. Но их нет, и она вдруг начинает плакать. Не важно, притворен ли ее плач или отсутствие этих проклятых цистерн для нее личная драма. Ясно одно: в этой небольшой роли – глубокий человеческий характер.

Режиссер этого киноленты В.Трегубович в 1973 пригласил Л.Гурченко сняться в фильме Старые стены, где она впервые сыграла «возрастную» роль. Безусловно, актриса шла на риск. Ведь, если она и оставалась в памяти зрителей, то только как голосистая девушка из Карнавальной ночи. В Старых стенах она должна была состарить себя. Но сомнения и страхи не оправдались – эта роль открыла для Л.Гурченко новые пути. Свою роль в этой картине она строит на контрастах. Ее героиня «геометрически» ясна в служебной сфере – «чистота и порядок». Она подтянута, целенаправленна, точна и взыскательна. В личной жизни – мягка, нерешительна.