Содержание статьи
    Также по теме

    КУПЧЕНКО, ИРИНА ПЕТРОВНА

    КУПЧЕНКО, ИРИНА ПЕТРОВНА (р. 1948), драматическая актриса. Народная артистка РСФСР (1989).

    Родилась 29 февраля 1948 в Вене, в семье военнослужащего. Росла в Киеве, где занималась в школьном театральном кружке, и уже тогда обратила на себя внимание незаурядными способностями. Поступила в Киевский Университет на романо-германское отделение, но, несмотря на отличную учебу, не закончив его, поступила в Театральное училище имени Б.Щукина в Москве. С 1970 – актриса театра имени Е.Вахтангова.

    Еще студенткой снялась в нескольких фильмах А.Михалкова-Кончаловского, принесших ей большую известность: роль Лизы Калитиной в Дворянском гнезде, Сони Войницкой в Дяде Ване. Она по-своему сумела понять и воплотить хрестоматийные образы тургеневской и чеховской девушки, внеся в них современную ноту. Это были сильные духом женщины зрелого ума и твердого характера, помогающего противостоять жизни, в которой для них нет места личному счастью. Строгость северных акварельных оттенков сочеталась в ее исполнении с душевной открытостью и жизнерадостностью созданных характеров. Эти качества помогали ей по иному трактовать итог судеб каждой из героинь. Лиза уходила в монастырь, Соня погружалась в беспросветье серых бесконечных буден. Однако, на этом жизнь не кончалась. С самого начала ей удавались роли, где все неоднозначно и порой невысказанно, роли с тайной, с глубоким подводным течением.

    В театре ее востребованность оказалась менее интенсивной. Но и там утверждала свою индивидуальность, играя такие роли, как Донна Анна (Каменный гость А.С.Пушкина), в спектаклях по пьесам У.Шекспира – Октавия (Антоноий и Клеопатра), леди Анна (Ричард III), а в конце 1990-х Гертруду в откровенно осовремененном Гамлете, где актриса выходила в черном брючном костюме, нисколько не теряя королевского величия. Природный утонченный аристократизм ее героинь был очевиден и в ролях простых женщин, и там, где это качество диктуется высоким положением.

    Из ролей театральных, с особой проникновенностью сыграла роль скромной, внешне совсем будничной, неяркой Долли (Анна Каренина Л.Н.Толстого), наиболее близкой ее индивидуальности. В характере Долли ей удалось раскрыть и нежную кротость, и жертвенность материнства и колоссальную житейскую и женскую мудрость. Очевидно, что образы из русского классического репертуара Купченко особенно близки, как, например, роль Атуевой из Дела А.В.Сухово-Кобылина, женщины только начавшей стариться, и это начало актриса показывает, используя утонченно-комические краски – порывы флирта «по инерции» Атуевой смешны, и она сама как будто над собой смеется. Здесь актриса тонко ощущает жанр трагифарса и острохарактерность своей героини.

    С 1990-х начала активно участвовать в различных театральных антрепризах. Это не только проект шекспировского Гамлета П.Штайна, но и спектакль В.Фокина Последняя ночь последнего царя, где сыграла исторический образ последней императрицы Александры не только царственной особы, но Женщины. Она одна из немногих актрис, которым подвластно на сцене и экране воплощение идеального женского образа.

    В 1970–1980-е героинь И.Купченко часто называли «странными» (имелся в виду фильм с участием актрисы Странная женщина, завоевавший большую популярность). Слово «странная» применительно к ее образам несло в себе многозначную оценку, прежде всего, скрытого восхищения их душевной чистотой, человеческими качествами. Ее героини действительно отличаются некоей загадочностью, непостижимостью, несовпадением внешней закрытости с обнаженностью внутренней жизни. Одна из лучших ролей последних лет – лирико-комедийная роль в Старых клячах Э.Рязанова.

    Фильмография:

    Дворянское гнездо (1968); Дядя Ваня (1970); Романс о влюбленных (1974); Звезда пленительного счастья (1975); Чужие письма (1975); Странная женщина (1977); Обыкновенное чудо (1978); Поворот (1978); Отпуск в сентябре (1979); Путешествие в другой город (1979); Назначение (1980); Последний побег (1980); Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей (1981); Домой! (1982); Без свидетелей (1983); Берега в тумане/«Мглистые берега» (1985); Одинокая женщина желает познакомиться (1986); Последняя дорога (1986); Забытая мелодия для флейты (1987); Николай Вавилов (1990); Хомо новус (1990); Вне (1991); Ближний круг (1992); Танцующие призраки (1992); Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» ТВ, 1994); Дом на камне (1994); Жестокая фантазия (1994); Роман «Alla Russа» (1994); Летние люди /Дачники (1995); Старые клячи (2000), Приходи на меня посмотреть (2000).

    Екатерина Юдина

    Литература

    Актеры советского кино. М., 1975
    И.Купченко. Очерк творчества. М., 1977
    Звезды московской сцены. Театр имени Евг.Вахтангова. М., 2001