АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Содержание статьи
    Также по теме

    МОСКОВСКИЙ ЦИРК НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ

    МОСКОВСКИЙ ЦИРК НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ – один из старейших цирков России.

    19 в. в России был временем бурного развития циркового искусства. Кроме временных цирков-шапито начали возводиться и стационарные цирковые здания, причем в Москве и Санкт-Петербурге – не по одному. Первый цирковой деревянный стационар в Москве на Петровке построил в 1853 полковник Новосильцев для выступлений своей жены-наездницы. В 1868 на Воздвиженке появилось новое деревянное цирковое здание – его открыл немец Карл Гинне, получивший годом раньше отказ от Санкт-Петербургской Думы предоставить ему в аренду участок для строительства каменного цирка, и потому перенесший свои деловые интересы в Москву (в Санкт-Петербурге «на цирковом хозяйстве» оставался зять Гинне, Гаэтано Чинизелли, позже сыгравший колоссальную роль в цирковом искусстве России). А в 1880 на Цветном бульваре контора купца Данилова построила здание цирка для Альберта Саламонского – первого владельца легендарного Московского цирка.

    Цирк Саламонского появился в условиях жесткой конкуренции. Она была тем сильнее, что совсем рядом, на Цветном бульваре, взяв в аренду здание бывшей панорамы «Штурм Плевны» (сейчас – кинотеатр «Мир»), свой цирк открыли известнейшие братья Никитины, перебравшиеся в Москву из Пензы. В течение двух лет эта конкурентная борьба расположенных рядом цирков шла с переменным успехом – зрители предпочитали то один, то другой из них. Однако в итоге Альберт Саламонский одержал победу: братья Никитины переехали на Воздвиженку, взяв в аренду освободившийся цирк Гинне (а в 1911 Аким Никитин построил специальное цирковое здание на Триумфальной площади, куда позже въехал театр Сатиры).

    Итак, Московский цирк на Цветном бульваре ведет свою историю с 20 октября 1880. С этого дня, до 13 августа 1985, в течение 105 лет здание, достраиваясь и перестраиваясь, служило только цирковому искусству. К моменту открытия в нем было пять рядов кресел партера; ложи; бельэтаж; т.н. «вторые места» с ненумерованными деревянными скамьями и «стоячая» галерея для самого демократичного зрителя с самыми дешевыми билетами. Простое перечисление мест показывает, что цирк был популярен буквально во всех социальных и имущественных слоях Москвы – от аристократии, занимавшей привилегированные ложи, до бедняков, плативших копейки за удовольствие стоя полюбоваться цирковым представлением.

    Цирки всего мира традиционно работают на принципах приглашения гастролеров, это дает возможность динамичной смены программ, не только привлекающих новых зрителей, но и заставляющих постоянных поклонников циркового искусства возвращаться туда снова и снова. По этому же принципу работал и цирк Саламонского. Особая динамика смены программ и постоянный поиск нового, – которым в первые два года существования цирка способствовало соперничество с братьями Никитиными, – навсегда остались принципами работы Цирка на Цветном бульваре. Ярким калейдоскопом сменяли друг друга на арене знаменитые иностранные гастролеры и артисты молодого профессионального российского цирка: блистательный наездник В.Труцци (позже он станет первым советским директором Ленинградского цирка); грациозная танцовщица М.Сур; акробаты Океанос; прославленные дрессировщики, основатели одной из самых известных цирковых династий Анатолий и Владимир Дуровы; молодой, но уже непревзойденный иллюзионист Э.Кио, и многие другие. Невозможно назвать ни одного более или менее известного циркового артиста, хоть раз не выходившего бы на арену Московского цирка на Цветном бульваре.

    В 1919 по специальному указу молодого советского правительства Московский цирк на Цветном был национализирован. Однако стиль его работы остался прежним – новаторский творческий поиск постоянно продолжался. В этом была заслуга не только художественного руководителя Ю.С.Юрского, но и других цирковых режиссеров. Так, например, А.Арнольд ввел в знаменитый иллюзион Кио клоунаду; Б.Шахет объединил в едином аттракционе слонов и танцовщиц; М.Местечкин, бывший на протяжении многих лет главным режиссером цирка на Цветном бульваре, стилизовал «заставку» представления под старинный балаган, разместив клоунов, исполнявших частушки, на внешнем цирковом балконе-раусе; сам Ю.Юрский специализировался на эффектных театрализованных парадах-прологах. А художественный руководитель студии циркового искусства Изяслав Немчинский помог В.Филатову впервые выпустить на московский манеж уникальный новаторский аттракцион «Медвежий цирк».

    Во время Великой Отечественной войны Московский цирк на Цветном бульваре продолжал свою работу, помогая москвичам пережить тяготы этого времени. В этот период особенно активизировалась линия политической сатиры трюков и клоунад, высмеивающих фашистских захватчиков. Особенно яркими были выступления Карандаша (М.Румянцева), постоянного участника множества программ цирка на Цветном. Многие из замечательных сатирических реприз остались в репертуаре Карандаша и после войны.

    Вообще о клоунаде в цирке на Цветном – разговор особый. На его манеже в разное время выступали все самые известные клоуны России – сатирик Виталий Лазаренко, «солнечный клоун» Олег Попов, «клоун с осенью в сердце» Леонид Енгибаров и многие другие. А в 1946 при цирке на Цветном была создана студия клоунады, положившая начало советской клоунской школы и подготовившая много специалистов, составивших славу отечественного циркового искусства: Ю.Котов, Б.Романов, Л.Куксо, А.Попов, С.Боуслаев и др. А среди второго выпуска студии были два клоуна, на много лет ставшие «визитной карточкой» Московского цирка на Цветном бульваре, и во многом определившие его дальнейшую творческую жизнь. Это были Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, уникальный клоунский дуэт, пользовавшийся совершенно небывалой популярностью и составивший целую эпоху современной клоунады. Они работали в, пожалуй, самом сложном жанре – лирико-романтическом, и создали множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, вошедших в золотой фонд российского цирка.

    А в 1982 Юрий Никулин возглавил Московский цирк на Цветном бульваре в качестве одновременно директора и художественного руководителя. Никулин стал реже выходить на манеж – объем его остальной работы был поистине огромным. Выпускались новые программы («Я работаю клоуном», «На крыльях времени», «Впервые в Москве», «Невский простор», «Бульвар нашего детства», «Сладкая..! Любовь.», «Ярмарка чудес» и др.); приглашались на гастроли замечательные артисты и аттракционы (дрессировщики слонов Т. и А.Корниловы, «Дрессированные собачки» П.Простецова, джигиты Т.Нугзарова, воздушный полет «Журавли» под руководством В.Головко, белые тигры С.Бегбуди); продолжалось сотрудничество с цирковыми режиссерами (В.Крымко, В.Плинером, А.Жеромским, В.Моториным, В.Гнеушевым).

     actors.khv.ru     ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ НИКУЛИН

    Никулин сумел добиться осуществления своей многолетней мечты – постройки нового здания цирка. 13 августа 1985 состоялось последнее представление в старом здании цирка, после чего оно было снесено. 19 октября 1987 была произведена закладка первого камня для строительства нового здания, и туда же замурована капсула. 29 сентября 1989 произошло открытие нового здания Старого Московского цирка программой «Здравствуй, Старый цирк!» (режиссеры В.Крымко, Н.Маковская). В новом здании кардинально обновилось техническое оснащение, гримерные, помещения для животных, зрительское фойе. А вот зрительный зал постарались воспроизвести в том же виде, что и прежде – таким, каким его знали и любили многие поколения московских зрителей.