Содержание статьи

    ПЕТРЕНКО, АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

    ПЕТРЕНКО, АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1938), русский актер театра и кино. Народный артист РСФСР (1988). Родился 26 марта 1938 в с. Чемер Черниговской области. Работал кузнецом в Чернигове (1955–1957). По окончании Харьковского театрального института (1961) был актером Запорожского музыкально-драматического театра им. Н.Щорса (с 1961), Донецкого русского драматического театра (с 1963), Ленинградского театра им. Ленсовета (с 1964), Московского драматического театра на Малой Бронной (с 1977), МХАТа (с 1978), театра «Школа драматического искусства» под руководством А.Васильева (1982–1986) и театра «Школа современной пьесы» (1991–1992).

    Родная среда актера в детстве и юности была украинской (по его собственному признанию, он заговорил по-русски в шестнадцать лет). Жизнь в языке сходном, но тем не менее другом позволяла воспринимать язык, на котором он играл, острее, добавляла естественной остраненности. Петренко и в кино неизменно театрален, его лучшие роли в кино потому и хороши, что предложенный актеру материал по-особому театрален, форсирован, и Петренко выглядит в них абсолютно органичным. Актеру необычного таланта предложены небытовые правила игры. Какие бы задачи ни ставил перед исполнителем роли Освальда режиссер фильма Король Лир (1970) Г.Козинцев, шекспировская драматургия, даже переведенная на язык кинематографа, остается в высшей степени условной, театрализованной.

    Таланту этого актера необходимы роли с богатой фактурой. В ленте Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976), превратившейся после доработок из философской притчи в исторический фарс, режиссер А.Митта все-таки смог придать искореженному материалу единство, жанровая чистота была соблюдена. Сыгранный Петренко Петр I был замечен зрителями – может быть, оттого, что стоит не в центре повествования и в нем нет привычной монументальности. Тут все ряженые, все в личинах: парики, чужие костюмы, верфи и корабли, поражающие своей бутафорией, Высоцкий в виде арапа, а петренковский царь – главный распорядитель на этом державном маскараде. И великий лицедей Григорий Распутин в фильме Э.Климова, то, почти по К.С.Станиславскому, вживающийся в предлагаемые обстоятельства, и тогда исступление, закатившиеся глаза, хрип, припадок, а то мгновенный выход из роли – острый взгляд, здравая речь, словно по Б.Брехту, столь блистательно сыгран актером потому, что среди условных персонажей, иллюстрирующих конец самодержавия, он один – подлинная иллюстрация. Иначе и его бы роль пропала, как пропал фильм Агония (1974–1981) из-за того, что растерявшийся режиссер в процессе производства изменил концепцию всей вещи.

    Разгадку, почему в лентах с невыразительной режиссурой, как, например, Грачи (1982, реж. К.Ершов), где актер сыграл небольшую, но важную роль судьи Ставрасова, или в фильмах с бытовым материалом, как ленты Ключ без права передачи (1976, реж. Д.Асанова), где он исполнил роль директора школы (работа актера отмечена премией на ВКФ в Риге, 1977), и Беда (1977, реж. Асанова), здесь Петренко сыграл алкоголика Кулагина, удались, а роль Подколесина в Женитьбе (1977, реж. В.Мельников) по гоголевской пьесе всего лишь роль, отчасти можно найти в характеристике, которую дает себе сам актер. Как-то он отозвался о своей работе над ролью, причем, над ролью любой: если предположить, что это высота, и взять ее можно, положив один взвод, он кладет три.

    Петренко хорошо играет, когда есть что играть, пусть это просто роль-маска, как в короткометражке В.Давыдов и Голиаф (1985, реж. Г.Байсак). Если играть нечего или если актеру предлагают изначально фарсовый материал, как бы заманчиво ни назывался персонаж, успех невозможен. И старый налетчик Фроим Грач в картине Искусство жить в Одессе (1989, реж. Г.Юнгвальд-Хинкевич), и загадочный Сталин в лентах Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным (1989, реж. Ю.Кара) и Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощанье (1992, реж. М.Пташук), малоинтересны независимо от того, была ли в качестве первоисточника взята проза И.Бабеля или Ф.Искандера. Игра не может быть игрой, если заранее заданы не только правила, по которым играют, но и результат игры.

    Евгений Перемышлев

    Литература

    Актеры советского кино, вып. 15. Л., 1979
    Сэпман И. А.Петренко. М., 1981