Содержание статьи
    Также по теме

    ПОЛЕВИЦКАЯ, ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

    ПОЛЕВИЦКАЯ, ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА (1881–1973), русская драматическая актриса, педагог. Родилась 3 (15) июня 1881 в Ташкенте в семье банковского служащего. В 1893 была принята в Александровский институт в Петербурге, после продолжила учебу на двухгодичных педагогических курсах, окончив их с большой серебряной медалью. Участвовала в ученических спектаклях. В 1901 поступила в Художественное училище О.Л.Штиглица, после четырехлетнего пребывания в нем отчислена за участие в студенческом движении (с мотивировкой «за малоуспешность», несмотря на высшую премию за акварель). Одновременно брала уроки пения у З.И.Ивановой-Иваницкой. В 1906 была зачислена на Курсы драматического искусства Е.П.Рапгофа, занималась под руководством А.П.Петровского.

    В 1908 впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем играла в Гельсингфорсе, Павловске, Казани. Играла в пьесах разных жанров и в разных амплуа. В 1909–1910 в Ново-Драматическом театре на Офицерской (в помещении бывшего театра В.Ф.Комиссаржевской) в антрепризе Леванта играла Далю (Верность Б.Зайцева), Наташу (На дне М.Горького), Ниночку (Анфиса Л.Андреева), Оль-Оль (Дни нашей жизни Андреева); преподавала в Школе сценического искусства на Почтамтской (школа Петровского).

    Летом 1910 поступила в труппу Казенного театра под руководством Н.Д.Кручинина и М.Н.Мартова, игравшую в Тифлисе. С 1910 по 1914 – в труппе Н.Н.Синельникова в Харькове. Приобрела всероссийскую известность воплощением на сцене женских образов русской и мировой классики: Мария Стюарт (Мария Стюарт Фр.Шиллера), Катерина (Гроза) и Лариса (Бесприданница А.Н.Островского), Лиза (Живой труп Л.Н.Толстого), Софья (Горе от ума А.С.Грибоедова), Маша (Три сестры А.П.Чехова), Маша (Чайка Чехова), Порция (Венецианский купец) и Катарина (Укрощение строптивой У.Шекспира), Лиза Калитина (Дворянское гнездо по И.С.Тургеневу), Настасья Филипповна (Идиот по Ф.Достоевскому) и др. Синельников отмечал ее прекрасный голос, благородство движений и богатейшую мимику.

    Сезон 1911–1912 Полевицкая играла в труппе петербургского театра Литературно-художественного общества (Суворинский театр), в 1914–1916 работала в Московском драматическом театре Суходольских (Вера в Нечистой силе А.Н.Толстого, Маргарита Готье в Даме с камелиями А.Дюма и др.). В 1916–1918 актриса вновь в труппе Синельникова в Харькове и Киеве (Гедда в Гедде Габлер Х.Ибсена, Ракел в Свыше наших сил Б.Бьернсона, Олимпиада в Савве Андреева). В 1918 с мужем, режиссером И.М.Шмидтом, перебирается в Одессу и вступает в труппу М.П.Ливского. В следующем году труппа переехала в Севастополь. Затем в составе случайной труппы Полевицкая и Шмидт отправились на гастроли в Симферополь и Ялту. 20 мая 1920 Полевицкая и Шмидт с Русским ансамблем Ю.И.Юровского отплыли на гастроли в Болгарию. Выступления проходили с большим успехом, царь Борис наградил Полевицкую орденом «Дамский крест III степени». Позднее Полевицкая в составе ансамбля Юровского выступала на сцене театра М.Рейнхардта в Берлине, гастролировала в Латвии, Чехословакии. В 1923 и 1924–1925 приезжала на гастроли в Советский Союз.

    В 1917 состоялось первое выступление Полевицкой на немецком языке на сцене венского «Йозефштадттеатра» Рейнхардта в роли Маргариты Готье. С большим успехом выступала на русском и немецком языках в Болгарии, Румынии, Чехословакии, Латвии, Австрии, Югославии. В 1928 преподавала в венской Школе актерского мастерства и режиссуры («актерский и режиссерский семинар» Рейнхардта). В 1935 выступила в Берлине в роли Анны Карениной на немецком языке. Шмидт, заподозренный нацистами в «неарийском» происхождении, был изгнан из театра в Берлине, и супруги переехали в Эстонию. В декабре 1939 после смерти мужа Полевицкая была репатриирована в Германию и отправлена в концлагерь в Деппе на Северном море. Была освобождена благодаря вмешательству друзей, в частности Г.Грюндгенса. В октябре 1940 сыграла Гурмыжскую (Лес Островского) на сцене Государственного театра в Берлине. С 1945 преподавала актерское мастерство в театральной школе при Бургтеатре. После 1945 преподавала в Государственной академии музыки и искусства сцены в Вене, на семинаре им. М.Рейнхардта в Шенбрунне, работала на венском радиовещании, выступала в Бургтеатре (Вена).

    В 1955 вернулась в Советский Союз. В Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове с большим успехом прошли ее творческие вечера, в 1958 на вечере в Театре им. Евг.Вахтангова Полевицкая выступила в одноактной пьесе Б.Брехта Винтовка Тересы Каррар. Читала на концертах и на радио русскую и советскую прозу и поэзию, преподавала в театральном училище им. Б.В.Щукина, снималась в кино: Ошибка сердца (реж. А.Ханжонков, 1916), Черная пантера (Берлин, 1929), Господин Пунтила и его слуга Матти (Вена, 1955), Муму (реж. А.Бобровский и Е.Тетерин, 1959), Пиковая дама (реж. Р.Тихомиров, 1960) и др.

    Умерла Полевицкая в Московском доме ветеранов сцены им. А.А.Яблочкиной 4 ноября 1973.

    Литература

    Синельников Н. Шестьдесят лет на сцене. Харьков, 1935
    Бронштейн С. Герои одного мгновения. М., 1964
    Марков П. Полевицкая. – В кн.: Марков П. О театре, т. 3. Дневник театрального критика. М., 1976
    Путинцева Т. Елена Полевицкая. М., 1980
    Полевицкая Е. Роль актрисы. – В кн.: Встречи с прошлым, вып. 3. М., 1987