Содержание статьи
    Также по теме

    ПУДОВКИН, ВСЕВОЛОД ИЛЛАРИОНОВИЧ

    ПУДОВКИН, ВСЕВОЛОД ИЛЛАРИОНОВИЧ (1893–1953), режиссер, актер, теоретик кинематографа, художник. Народный артист СССР (1948). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Награжден орденом Трудового Красного Знамени, дважды орденами Ленина и Орденом Красного Знамени, лауреат Государственных премий СССР.

    Родился 16 ноября 1893 в Пензе. Учился на отделении естественных наук физико-математического факультета Московского Государственного Университета. Не успев сдать выпускных экзаменов, ушел на фронт первой мировой войны, был ранен в 1915, взят в плен, бежал, вернулся уже в Советскую Россию в 1918. В кино пришел учеником режиссера Л.В.Кулешова. В 1920 поступил в 1-ю Госкиношколу. Пять лет работал в группе Кулешова, выполняя любые задания: писал сценарии, рисовал эскизы, строил декорации, играл маленькие и большие актерские роли, выполнял административные поручения, ставил отдельные сцены и монтировал фильмы.

    Поиск самостоятельного пути привел его на студию «Межрабпом-Русь», где он поставил первый фильм Шахматная горячка совместно с Н.Шпиковским. Оператор А.Головня с этого фильма стал бессменным участником фильмов Пудовкина. Следующий фильм Механика головного мозга, один из лучших образцов русского научно-популярного кино, популяризировал учение академика И.П.Павлова об условном рефлексе как основе психической деятельности человека. Постановка фильма была сложной, т.к. велась работа не только кинематографическая, но и научная. Некоторые из отснятых опытов снимались специально для фильма и не были ранее опубликованы в литературе. Пудовкин писал: «Задачи создания научной фильмы весьма сложны. Может быть, ни один из видов кинематографической работы не отличается таким непременным требованием кропотливого внимания, как съемки научного материала…».

    Фильм Мать (по роману М.А.Горького) – один из шедевров мирового экрана. Роман был использован только как тема, сюжет был изменен: авторы фильма оставили только два главных действующих лица: мать и сына. Пудовкин умело использовал детали и крупные планы. Некоторые из историков кино сравнивают сцену суда в фильме Мать с аналогичной сценой в фильме Д.У.Гриффита Нетерпимость. Гриффит был первым из кинорежиссеров, который использовал крупные планы и детали и в некотором смысле его можно назвать учителем Пудовкина.

          КАДР ИЗ ФИЛЬМА ВС. ПУДОВКИНА МАТЬ (1926)

    Две последующие работы Конец Санкт-Петербурга (Пензенские…Новгородские…Тверские…) и Потомок Чингисхана сделаны с мастерством, творческой смелостью и темпераментом, где он развивает эпическую тему борьбы за свое освобождение через индивидуальные человеческие судьбы. Картина Конец Санкт-Петербурга охватывает исторический период с 1913 по 1917, и в фильме была использована хроникальная съемка Петрограда 1913 года. Сквозь простую историю Парня просматривается история революционной России. Во время работы над фильмом Пудовкин писал: «Кино – молодое искусство, в нем еще нет формальных традиций. Существует только то, что сделано отдельными замечательными мастерами, взлетами их фантазии, их выдумками. Наша задача – попытаться создать методологию киноработы».

    Фильм Потомок Чингисхана англичанами. Монголия, уклад ее жизни, дацаны-монастыри, ламы изображены через призму ощущения человека, его эмоционального переживания и восприятия быта и жизни. Съемки фильма проходили в Бурятии. В 1949 он был озвучен и вторично запущен в прокат.

    Историки кино рассматривают фильмы Мать, Конец Санкт-Петербурга и Потомок Чингисхана, как этап в творчестве Пудовкина. Над этими фильмами он работал в содружестве с драматургом Н.Зархи и режиссером М.Доллером. Все три картины были немыми. Режиссер считал, что главное в кинематографе – зримый образ, который в кино еще не использовали с должной силой.

    Появление в кинематографе звука и поиски новых художественных средств определили экспериментаторский характер фильмов, поставленных им в начале 1930-х. Он уделял особое внимание работе с актерами и темпо-ритму экранных произведений. В 1932 ставит фильм Простой случай (Очень хорошо живется), но попытка решить современную тему не была удачной. В качестве изобразительного приема в фильме он применил рапидные (скоростные) съемки, когда получается эффект замедленного действия. Но картина выглядела поверхностной и фальшивой.

    В 1933 снял звуковой фильм Дезертир (Теплоход «Пятилетка») о борьбе рабочего класса в Германии и о судьбе докера. Он осуществил принцип контрапунктного сочетания звука и изображения. Его первый звуковой фильм оказался сплошным экспериментом. Сценарий буквально был разорван на части пробами режиссера разнообразных форм связи звука и изображения. Картина оказалась в значительной степени формалистичной. Она была плохо принята зрителем, так же как и следующая – Победа (Самый счастливый), снятая на киностудии «Мосфильм».

    В 1938 ему предложили постановку большой исторической картины Минин и Пожарский о «Смутном времени» Московского государства. Он создал широкую панораму жизни России тех лет, передал дух народного движения. Особенно ярко это выражено в массовых сценах, мастерски разработанных и поставленных.

    Суворов, фильм одного образа, яркого, многокрасочного, сложного. Главную роль вдохновенно сыграл Н.Черкасов (Сергеев). Режиссер умело подчинил средства киноискусства задаче воссоздания живого героического характера. На ледниках Кавказа, высоко в горах недалеко от Казбека снимали эпизод перехода русских войск через Альпы. Съемка на высоте 2200 метров, тем более массовых батальных сцен, требовала особых усилий. Некоторые кадры снимали в опасных для жизни актеров ситуациях.

    Во время Второй мировой войны руководил выпуском киносборников и снял для них в Москве маленькую картину Пир в Жирмунке. В эвакуации экранизировал пьесу К.Симонова Русские люди, фильм вышел на экраны под названием Во имя Родины (совместно с Д.Васильевым).

    В 1946 закончил работу над фильмом Адмирал Нахимов. Режиссерская и операторская работы батальных сцен (оператор А.Головня) сделаны мастерски. Созданы значительные актерские образы Нахимова, князя Меншикова, матроса Кошки. На VIII Международном кинофестивале в Венеции в 1947 фильму присуждена премия за исполнение роли Нахимова (актер А.Дикий). На II Международном кинофестивале в Локарно в 1947 фильм отмечен за лучшую операторскую работу.

    В начале 1950 снял фильм Жуковский о великом русском аэродинамике. Впервые режиссеру пришлось работать с цветным оформлением картины, но авторы фильма намеренно отказались от разнообразных цветовых эффектов, и благодаря этому фильм получился реалистичным.

    Последняя работа Возвращение Василия Бортникова (по роману Г.Николаевой Жатва) о жизни послевоенной деревни и непростой судьбе человека снята в реалистических традициях. В фильме проявилось его режиссерское мастерство подбора актеров и работы с ними.

    В течение всей жизни не прекращал актерской деятельности. В фильме Мать сыграл эпизодическую роль полицейского офицера, его исполнение отличалось предельной скупостью средств и исчерпывающей психологической ясностью. Интересным опытом актерской работы было исполнение роли Феди Протасова в фильме Живой труп. В фильме Во имя Родины сыграл роль немецкого генерала. Последняя актерская работа – в фильме Иван Грозный (1945, режиссер С.Эйзенштейн), где он сыграл роль юродивого. Острая внешняя выразительность и внутренняя глубина, сочетание свойственное актерскому искусству Пудовкина, характерны и для этой работы.