Содержание статьи

    РЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕАТР

    РЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕАТР, в строгом смысле: театр, проводящий идеологию церкви и находящийся под ее контролем.

    Если проанализировать всю историю театра и религии, становится понятно, что они развивались в неразрывном единстве и вышли из единого источника.

    Религиозные первобытные обряды, связанные с «оживлением» тотема, в сущности, были первыми театрализованными инсценировками ситуаций, связанных с охотой и другими насущными потребностями племени. С этими обрядами обнаруживают несомненное родство ритуализированные восточные театры – как драматические, так и кукольные (индийский, китайский, японский, индонезийский и др.).

    Камлание шамана – религиозное действо – включает в себя целый арсенал средств, позже ставших неотъемлемым атрибутом самых разных видов театра (костюм; маска; приспособление для изменения голоса – позже трансформировавшееся в пищик кукольника; вера в предлагаемые обстоятельства – ставшая одним из краеугольных камней учения Станиславского; и т.д.).

    Египетские и древнегреческие жрецы, служители индуизма широко использовали разнообразные театральные эффекты – зрительные и звуковые – в своей профессиональной практике. Исходной точкой развития театральной машинерии стали именно технические разработки визуализации религиозных обрядов, связанных с чудом (оживление статуи божества и т.п.).

    Примеры можно приводить из самых разных религиозных и культурных практик, обращаясь к самым разным уровням осмысления. Скажем, на уровне лингвистики: слово «явление» обозначает как религиозное чудо (ср. название картины А.Иванова Явление Христа народу), так и единицу сценического действия (синоним слова «картина», «сцена»).

    Элементы театрального действия и театральные эффекты в той или иной степени использовались и продолжают использоваться практически всеми религиями в своих службах, ритуалах и обрядах. Это, несомненно, связано с главной видовой и функциональной составляющей, показывающую глубинную связь религии и театра: высокая эмоциональная включенность в действо всех его участников – как исполнителей, так и зрителей; сильное эмоциональное переживание; достижение катарсиса (греч. katharsis – очищение). Таким образом, театр (или, во всяком случае, арсенал его изобразительных средств) – там, где религия его использовала, – оказывался мощным орудием воздействия на верующих, а значит, реальным инструментом проводимой церковью идеологии. Однако взаимоотношения религии и театра на протяжении всей истории их существования отнюдь не были идиллическими. Непримиримую позицию по отношению к театру занимала христианская церковь. Тем не менее, религиозный театр в самом строгом значении этого термина существовал именно в рамках христианской религии.

    Зарождение религиозного театра относится к 9 в. с возникновением т.н. литургической драмы. Первой литургической драмой была сцена трех Марий, пришедших ко гробу Христа. Роли Марий исполняли священники, используя детали костюмов – т.н. акмиты (наплечные платки, обозначающие женские одежды); разрабатывались точные режиссерские указания по выходам, мизансценам, репликам и стилю исполнения – величаво-торжественному. Исполнялась литургическая драма на латыни.

    Постепенно выработали два цикла литургических драм: пасхальный и рождественский. В рождественский цикл входили эпизоды шествия пророков, предрекающих рождение Христа; поклонения пастухов божественному Младенцу; поклонения волхвов; сцена Ирода; плач Рахили по убиенным младенцам. Именно из этого цикла литургической драмы в 17 в. произошел вертеп – славянский православный кукольный рождественский театр, канонический текст которого включает все эти эпизоды. Здесь присутствует еще один парадокс развития религиозного театра. Если для католиков главным праздником является Рождество, то для православной церкви – Пасха. Однако хождение с вертепом практикуется только в Рождество и Святки; пасхальных театральных традиций в православии нет.