Содержание статьи
    Также по теме

    СТЕНБЕРГ, ЭНАР ГЕОРГИЕВИЧ

    СТЕНБЕРГ, ЭНАР ГЕОРГИЕВИЧ (р. 1929), русский театральный художник. Родился 29 июня 1929 в Москве в семье Г.А.Стенберга – одного из ведущих художников Камерного театра, крупного мастера театральной декорации, киноплаката, графики 1920-х годов. Сама атмосфера семьи, погруженной в интересы театра, приобщала молодого человека к тайнам сцены. Энар учился в Московском государственном художественном институте имени В.Сурикова на факультете театрально-декорационной живописи, и дипломная работа вчерашнего студента (показанные в 1956 на выставке в Центральном доме актера эскизы декораций к трагедии Шекспира Отелло) привлекла внимание режиссеров, искусствоведов, журналистов и любителей театра. Для работ Стенберга характерны серьезность, глубина постижения времени действия, сосредоточенное внимание к особенностям жанра. Уже в 1958 Стенберг оформлял спектакли в Малом театре (Каменное гнездо Х.Вуолийоки) и Московском драматическом театре имени Пушкина (Ураган Цао Юй). В 1960-е годы художник активно сотрудничает с московскими и ленинградскими театрами. Работал над спектаклями: Испанское каприччио Н.Римского-Корсакова в Большом театре (Москва, 1963), Чайка А.Чехова в МХАТе имени Горького (1969), Маскарад М.Лермонтова в Малом театре (Москва, 1962), Двенадцать Б.Тищенко в Ленинградском Государственном Академическом театре оперы и балета имени С.М.Кирова (1964), Антоний и Клеопатра Э.Лазарева в Малом театре оперы и балета (Ленинград, 1968) и др. Оформил спектакли по пьесам советских драматургов: Неравный бой В.Розова (Малый театр, Москва, 1962), Конармия И.Бабеля (Театр имени Вахтангова, Москва, 1966), Послушайте! В.Маяковского (театр «Современник», Москва, 1967) и др. С 1971 по 1977 был главным художником московского Театра им. В.Маяковского. В этом театре им создан ряд незабываемых работ к спектаклям: Человек из Ламанчи Д.Вассермана и Д.Дэриона (1972), Беседы с Сократом Э.Радзинского (1975). С 1977 – главный художник Театра имени Моссовета (Тема с вариациями С.Алешина, 1979, Братья Карамазовы Ф.Достоевского,1980, Суд над судьями Э.Манна – 1983 и др.) Работал в театрах бывших союзных республик: в Государственном театре оперы и балета имени А.Спендиарова в Ереване (Ара Прекрасный и Семирамида Г.Егиазаряна, 1983 и др.), в Государственном театре оперы и балета в Кишиневе (Сила судьбы Дж.Верди, 1983), в театрах Минска, Новосибирска, Горького (Нижний Новгород), Свердловска (Екатеринбург), оформлял спектакли в Японии и Праге. В 1990-х годах создавал талантливые сценографические работы к спектаклям: Белая гвардия и Дни Турбиных М.Булгакова (1993, режиссер П.Хомский), Цена А.Миллера (1994, режиссер Б.Щедрин) в Театре имени Моссовета; в Московском драматическом театре имени К.С.Станиславского Дачники М.Горького (1995, постановка В.Ланского); в Малом театре – Государь Петр Федорович Г.Турчиной (1998, режиссер В.Бейлис), Коварство и любовь Ф.Шиллера (1998, режиссер Ю.Соломин) и др. В настоящее время (2002) работает в Малом театре.

    Литература