Содержание статьи
    Также по теме

    ДЖАМИ, АБДУРРАХМАН НУРАДДИН ИБН АХМАД

    ДЖАМИ, АБДУРРАХМАН НУРАДДИН ИБН АХМАД (1414–1492) – иранский поэт, представитель литературы Ирана 15 в., последнего из «шести веков славы» персидской поэзии.


    Джами родился в Хорасане в семье верховного духовного судьи. Получив хорошее образование сначала в Герате, а затем в Самарканде, стал авторитетным знатоком мусульманской теологии. Вернувшись в Герат, ко двору султанов тимуридской династии, посвятил себя мистическим исканиям, науке и поэзии.

    Всю свою жизнь Джами прожил скромно, однако безбедно, окруженный многочисленными учениками. Он пользовался на мусульманском Востоке славой величайшего ученого и поэта своего времени. Паломничество в Мекку, предпринятое им на 58 году жизни, явилось блестящей демонстрацией его славы. Властители областей, через которые шел его караван, высылали для его сопровождения почетные эскорты. Сам он считал лишь троих своих предшественников достойными титула «пророк» или «гений» в поэзии. Это – Фирдоуси в героических сказаниях, Анвари в восхвалении и Саади в любовной газели.

    Джами оставил большое поэтическое наследие: «ответ» на Пятерицу Низами и Амира Хосрова Дехлеви – цикл суфийско-философских поэм под названием Семь престолов (Семерица, Хавт авранг), состоящий из семи частей – Золотая цепь, написанная в разные периоды жизни поэта, Дар благородным (1481–1482), Четки праведников (1482–1483), Книга мудрости Искандера (1485). В них дается изложение того, каким должно быть духовное состояние идущих по пути суфийского познания божественной истины, этапы мистической любви и т.п.


    В цикл Семь престолов входят также три романтические сюжетные поэмы: Юсуф и Зулейха (1485), Лейли и Меджнун (1485), Саламан и Абсаль (1480–1481). Свои романтические поэмы Джами истолковывал как аллегории, но, вопреки его позиции суфийского философа, образы его поэм, особенно женские, предстают перед читателем не как отвлеченные суфийские категории, а как символы сильных человеческих чувств.
    Наибольшую известность приобрела поэма Саламан и Абсаль – романтическое произведение, включающее в себя изложение общественно-политических и философских взглядов автора. Первое любовное свидание Эбсаль и Саламана, трагическая гибель юной Эбсаль на костре, куда кидаются оба влюбленных, чтобы избежать преследований царственного отца Саламана и чудесное избавление Саламана до сих пор поражают читателя своей яркостью. Как гимн земной любви звучат стихотворные строки о счастье Зулейхи и Юсуфа, о зарождающихся чувствах Меджнуна.


    Джами принадлежат также три дивана – сборников газелей и рубаи – Первая глава юности, Средняя жемчужина в ожерелье, Заключение жизни.


    Джами интересовался вопросами теории культуры; он – автор Трактата о рифме, Трактата о музыке, Трактата об арабской грамматике.


    Сам Джами считал себя не столько поэтом, сколько наставником суфийской паствы. Однако последующие поколения предпочли в его колоссальном наследии не многочисленные теологические трактаты и комментарии к работам по суфийской философии, а поэмы и газели, а также касыды, воспевающие труженика – ремесленника и земледельца.


    Из прозаических художественных произведений этико-дидактического литературного жанра, так распространенного в то время на Востоке, особое место занимает книга Джами Весенний сад (Бахаристан) с многочисленными стихотворными вставками.


    Один из немногих европейцев, постигших суть персидской поэзии, Иоганн Вольфганг Гете, говорил: «Персы из всех своих поэтов за пять столетий признали достойными только семерых (Фирдоуси, Низами, Анвари, Руми, Хафиза и Джами), а ведь и среди тех, кого они забраковали, многие будут почище меня».

    Литература

    Бертельс Е.Э. Навои и Джами. М., 1965


    Абдурахман Джами. Сб. статей. Душанбе, 1965


    Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка. Спб, Азбука, М., Терра, 1997