Содержание статьи
    Также по теме

    ЭФФЕНДИ, РУСТАМ

    ЭФФЕНДИ, РУСТАМ (Effendi,Roestam) (1903–1979), индонезийский писатель и драматург. Родился в Паданге (Западная Суматра) в семье крупного политического и общественного деятеля национально-освободительного  движения Сулеймана Эффенди. Получил хорошее образование: школа в Паданге, педагогическое училище в Букиттинге, Высшее педагогическое училище в Бандунге, экономический факультет Гаагской высшей школы, высшая школа журналистики в Берлине и Университет народов Востока в Москве.

    Некоторое время Рустам Эффенди возглавлял Школу культуры в Паданге, но вскоре из-за политических убеждений был вынужден перевестись в Сиак на острове Риау на должность директора средней школы.

    Рустам Эффенди был активным общественным деятелем: он организовал движение женщин за свободу и равноправие, принимал деятельное участие в ликвидации неграмотности и основал народную школу. Еще юношей Рустам Эффенди вступил в Буди Утомо, Индийский Союз и в коммунистическую партию Индонезии. В 1926, после разгрома восстания коммунистов на Суматре, он был вынужден покинуть страну и до 1947 жить в эмиграции, где продолжал активную политическую и общественную деятельность. Так, в 1933–1946 он стал единственным (до сих пор) индонезийцем – депутатом Парламента Нидерландов. Он вступил в голландскую коммунистическую партию и был членом  III Интернационала.

    Вернувшись в Индонезию, Рустам Эффенди отошел от политической деятельности и занялся литературным трудом, в первую очередь публицистикой. Кроме литературных вопросов, он писал об экономике, политике, истории и социальных проблемах.

    Собственно литературная деятельность Рустама Эффенди началась рано. В 20 лет он написал аллегорическую драму в стихах Бебасари. Главная героиня – прекрасная Бебасари – еще в младенчестве была обручена с Буджангой. Но злой демон Равана стремится не допустить  этого союза и, заковав девушку в цепи, бросает ее в темницу.  Даже родной отец девушки не верит в возможность ее освобождения, но любовь и вера в справедливость помогает Буджанге освободить возлюбленную и свергнуть Равану.

    Драма наполнена революционной символикой: Бебасари (бебас – свобода) – богиня свободы – олицетворяет в пьесе Индонезию. Буджанга (поэт) – молодое поколение индонезийцев, отец Сабари (покорность) – старшее поколение, потерявшее веру в свои силы. Равана, злой демон, олицетворяет голландский колониализм. Воссоединение Бебасари с Бурджаной есть не что иное, как обретение свободы Индонезией.

    К сожалению, ряд произведений писателя (среди них роман Слезы искусства) утеряны. Среди сохранившихся поэтический сборник Брызги раздумий (1926).

    Рустам Эффенди считается экспериментатором в области поэтической формы. Его новаторство проявилось в использовании своеобразной звукописи, нетрадиционной рифмы, аллитерации и ассонансов, неологизмов, отчего его стихи отличаются большой экспрессией. Он немало сделал для обновления традиционной драмы и в области постановки современных пьес.

    Литература

    Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка.
    СПб, Азбука, М., Терра, 1997