АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ: ОТКРЫТИЕ И ПРИСВОЕНИЕ ИМЕН

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ: ОТКРЫТИЕ И ПРИСВОЕНИЕ ИМЕН. Кто дает имена звездам, планетам, лунным кратерам и горам на Венере? Можно ли за деньги присвоить звезде имя своей возлюбленной? Куда следует сообщать об астрономическом открытии? Как и кем будет назван открытый тобой объект? Эти вопросы волнуют не только астрономов и любителей астрономии, но и всех, кто каждый день слышит о новых астрономических открытиях, о появлении комет с незнакомыми именами (комета Хейла – Боппа, комета Икейя – Секки, астероид Икар, астероид Эрос) или, скажем, о возможности купить звезду и дать ей желанное имя.

Кто присваивает имена небесным телам.

Имена звездам, созвездиям и планетам начали присваивать с незапамятных времен. Раньше у каждого народа созвездия и отдельные звезды в них назывались по-разному; еще и сейчас бытуют народные названия, например, звездное скопление Плеяды называют Стожарами или Семь Сестер, Ковш Большой Медведицы тоже называют по разному: Повозка, Лось, Тесло, Плуг, Семь Мудрецов и т.п. Однако для однозначности научной терминологии в астрономии приняты европейские названия созвездий и арабо-европейские названия звезд. Они закреплены в документах Международного астрономического союза (МАС), объединяющего около 8000 астрономов из 60 стран – практически всех, кто профессионально работает в этой науке. Впрочем, не только члены МАС, но и члены менее крупных объединений астрономов (Европейское астрономическое общество, множество национальных астрономических обществ), включая также любителей астрономии, в точности следуют этой традиции, подкрепленной международным авторитетом МАС. В чем же она состоит?

Названия созвездий.

МАС строго закрепил границы и названия созвездий. Попытки «перекроить небо» – ввести новые созвездия и дать некоторым звездам новые имена – происходили вплоть до середины 19 в. Но в 1922 на I Генеральной ассамблее МАС в Риме было решено раз и навсегда определить наименования 88 созвездий, покрывающих всю небесную сферу. На III Генеральной ассамблее МАС (Лейден, 1928) были утверждены границы большинства созвездий. В 1930 бельгийский астроном Эжен Дельпорт опубликовал карты и подробное описание новых границ созвездий. После этого вносились некоторые уточнения, и только в 1935 вопрос о созвездиях был решен окончательно (см. СОЗВЕЗДИЕ).

Имена звезд.

Не существует никаких официальных документов, регламентирующих имена звезд. Но есть традиция, которая поддерживается астрономами при составлении карт и атласов звездного неба. Около трехсот ярких звезд имеют собственные имена, в основном исторического происхождения. Это навигационные звезды, которыми издавна пользовались для ориентации путешественники и охотники. Обычно имена звезд очень древние – Сириус, Вега, Бетельгейзе, Альдебаран. У разных народов одна и та же звезда называется по-разному: например, ярчайшая звезда в созвездии Ориона – Бетельгейзе, что по-арабски значит «подмышка великана», у бушменов она называется «Самка антилопы». Вообще же в арабской и греко-римской традиции, которой следуют современные астрономы, имена звезд часто указывают на части «тела» созвездия: Денебола (во Льве) – «хвост льва»; а в Пегасе звезды Алгениб и Маркаб – это «крыло» и «седло»; Фомальгаут (в Южной Рыбе) – «рот рыбы»; Ахернар (в Эридане) – «конец реки» и т.д.

Самые яркие светила, как правило, имеют несколько имен, у каждого из древних народов – свое. Есть у ярких звезд и несколько научных обозначений в соответствии с каталогами, в которые они занесены. Например, Капелла – она же a Возничего (в каталоге И.Байера, 1603), 13 Aurigae (по каталогу Д.Флемстида, 1725), ADS 3841A (в Каталоге двойных звезд Эйкина, 1932), КЗП I 100460 (в Каталоге звезд, заподозренных в переменности блеска, Москва, 1951) и т.д. Среди такого разнообразия обозначений не всегда удается понять, что речь порой идет об одном и том же объекте. Поэтому астрономы предпочитают именам звезды ее небесные координаты: значительно проще и надежнее отождествлять объект по его «месту прописки» на небе.

Всего лишь несколько звезд «неофициально» носят имена людей. Это очень слабые, невидимые невооруженным глазом звезды, к которым сами собой «прилипли» имена астрономов, исследовавших эти светила и обнаруживших у них какие-либо удивительные свойства. Например, самую массивную среди изученных звезд, которая в почти в 100 раз тяжелее Солнца, называют «горячей звездой Пласкетта», а самую легкую (0,07 массы Солнца) и холодную – «звездой ван Бисбрука». Две близких к нам звезды, быстрее других перемещающихся по небу, называют «летящей звездой Барнарда» и «звездой Каптейна», а белый карлик, обнаруженный одним из первых, – «звездой ван Маанена». Разумеется, никаких дипломов «на право владения» именами звезд их первооткрывателям не давали. Постепенно, по мере обнаружения еще более экзотических звезд, имена звезд, которые некогда вызывали удивление, забываются. Остаются лишь их сухие обозначения в каталоге, а фамилии старых астрономов, не знакомых нынешнему поколению исследователей, упоминаются редко.

Названия объектов Солнечной системы.

Имена людей или мифических героев принято присваивать только объектам Солнечной системы: планетам и их спутникам, астероидам, кометам, а также деталям на их поверхности – горам, кратерам, долинам и т.п. Например, все планеты и их спутники носят имена из греко-римской мифологии. Лунные кратеры в основном названы именами астрономов, космонавтов и ученых-естествоиспытателей. Практически все названия на Венере посвящены женщинам – как мифическим, так и реальным. Прежде чем присвоить новое имя, его обсуждает международный коллектив астрономов, членов рабочей группы по названиям астрономических объектов МАС. Они следят, чтобы «на небо» попадали достойные люди. Обычно присваиваются имена уже умерших людей, причем имя объекта утверждается не ранее, чем через 3 года после смерти человека, чтобы успело сложиться объективное отношение к его личности. В виде исключения используются имена ныне здравствующих людей при наличии несомненных заслуг: например, некоторые кратеры на Луне носят имена космонавтов и астронавтов.

Приблизительно такая же традиция сложилась и с названиями астероидов – малых планет размером от нескольких сотен километров до совсем крошечных, в несколько десятков метров. В основном новые астероиды открывают астрономы-профессионалы, поскольку для этого необходимы большие телескопы. Астероиду присваивается порядковый номер и по желанию первооткрывателя может быть присвоено имя. Первые астероиды были открыты в начале 19 в., и, продолжая планетную традицию, им стали давать мифологические имена – Церера, Паллада, Юнона, Веста. Но астероидов обнаруживали все больше, литературных имен не хватало, и им стали присваивать имена людей.

Любопытно, что, назвав первые астероиды именами мифических женщин, астрономы уже не могли остановится и продолжали искать для астероидов только женские имена. В крайнем случае переделывали мужское имя на женский лад: так появились, например, Эдисона, Владилена (в честь В.И.Ленина), Симеиза (в крымском Симеизе находится известная обсерватория) и др. В последнее время от этой традиции отошли, и названия астероидов стали более благозвучными: Евклид, Стравинский, Вивальди, Клэптон, Ван Гог. В последние годы для поиска астероидов созданы автоматические комплексы (телескоп + компьютер), которые без участия человека исследуют небо; количество новооткрытых астероидов резко возросло, многие их них пока не получили имен.

Иная ситуация с именами комет. Эти огромные глыбы замороженных газов прилетают к Солнцу издалека, на короткое время разогреваются его лучами и начинают интенсивно испаряться, демонстрируя всем желающим свои газо-пылевые хвосты и давая астрономам редкую возможность изучать древнейшее вещество Вселенной, застывшее когда-то в ядре кометы. Чтобы стимулировать поиск комет, им присваивают имена первооткрывателей. Часто это бывают любители астрономии, готовые провести тысячи ночей у телескопа, чтобы принести пользу науке и, разумеется, оставить в ней свое имя.