БИО, ЖАН БАТИСТ

БИО, ЖАН БАТИСТ (Biot, Jean-Baptiste) (1774–1862), французский физик. Родился 21 апреля 1774 в Париже. В 1797 окончил Политехническую школу. В 1800 стал профессором математической физики в Коллеж де Франс, в 1809 – профессором Парижского университета, в 1803 был избран членом Парижской Академии наук. Первые работы Био были посвящены исследованию свойств газов (измерению их плотности и показателей преломления). В 1804 Био вместе с Гей-Люссаком поднялся на воздушном шаре в верхние слои атмосферы, чтобы определить состав воздуха на разных высотах и измерить магнитное поле Земли.

В 1811 Био открыл поляризацию при преломлении (независимо от Э.Малюса), в 1815 – круговую поляризацию (независимо от Д.Араго и Д.Брюстера), в том же году установил закон вращения плоскости поляризации (закон Био) и открыл существование право- и левовращающих веществ. Обнаружил оптическую активность у некоторых органических соединений, в частности у раствора сахара. Показал, что угол поворота плоскости поляризации пропорционален концентрации раствора, заложив тем самым основу недеструктивного метода определения концентрации сахара – сахарометрии. За эту работу Био был награжден в 1840 медалью Румфорда. В 1820 совместно с Ф.Саваром открыл закон, определяющий напряженность магнитного поля проводника с током (закон Био – Савара).

Био занимался также историей науки, в частности изучением трудов Ньютона. Автор авторитетного учебника по общей физике – Курса общей физики (1816).

Умер Био в Париже 3 февраля 1862.

Courtesy of Smithsonian Institution Liblaries, Washington, DC     ЖАН БАТИСТ БИО