Также по теме

АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ КОНСТРУИРОВАНИЕ

АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ КОНСТРУИРОВАНИЕ, область научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которая первоначально ограничивалась проектированием, разработкой и производством самолетов, а затем включила в круг своих интересов все средства передвижения над поверхностью земли и в космическом пространстве.

Бурное развитие этой отрасли в начале 1960-х годов ознаменовалось появлением таких терминов, как «авиационно-космическая промышленность» и «авиационно-космическая технология». Отличительной чертой этого развития явилось повсеместное внедрение компьютеров в качестве аналитического инструмента: в аэродинамике и графическом изображении конструкций, в процессах проектирования (компьютерное проектирование и производство, CAD/CAM; русский аналог – САПР – система автоматизированного проектирования), в быстродействующих системах сбора и анализа данных, системах наведения и управления полетом летательных аппаратов, в методах дистанционного управления, в таких операциях, как резервирование мест и продажа билетов на авиалиниях и во многих других смежных областях. См. также КОМПЬЮТЕР; ИНФОРМАЦИИ НАКОПЛЕНИЕ И ПОИСК; ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ; РОБОТ; КОСМОСА ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПО ПРОФЕССИЯМ

В структуре типичной авиационно-космической компании можно обнаружить ряд групп специалистов, выполняющих специфические функции.

Проектирование.

Наиболее талантливые инженеры-расчетчики и конструкторы разрабатывают предварительный проект нового авиационно-космического летательного аппарата. Другие изготавливают сборочные и рабочие чертежи и разрабатывают технические условия для вспомогательных элементов и систем аппарата. Кроме того, к экспертным оценкам пригодности проекта привлекаются другие специалисты компании.

Аэродинамика.

Аэродинамики изучают поле течения около летательного аппарата и разрабатывают методы определения аэродинамических сил, воздействующих на его поверхности. Довольно часто аэродинамический отдел отвечает также за проведение исследований в аэродинамических трубах и предоставление оценок аэродинамических характеристик летательных аппаратов инженерам-конструкторам.

      ТЕЧЕНИЕ ВОЗДУХА около крыла традиционной формы быстро турбулизуется. Если воздух турбулентного пограничного слоя отсасывается через узкие щели, прорезанные вдоль размаха крыла, то течение воздуха около крыла становится гладким, или ламинарным. На экспериментальном самолете X-21 имеется такое устройство для отсасывания пограничного слоя.

Прочность.

Специалисты по прочности конструкций вычисляют нагрузки, действующие на летательный аппарат, определяют их допустимость и характеристики конструкции. Определение расчетных нагрузок составляет только часть задачи; другие члены группы прочности могут работать совместно с аэродинамиками и определять нагрузки, возникающие при совершении маневров, флаттере и т.п. В ряде случаев группа прочности проводит статические испытания конструкций элементов летательного аппарата, а также участвует в испытаниях конструкций в аэродинамических трубах, проводимых аэродинамической группой.

Весовые характеристики.

Весовой отдел снабжает конструкторов и аэродинамиков предварительными оценками веса нового летательного аппарата, необходимыми для расчета его характеристик, и на основе результатов анализа прочности проектируемой конструкции дает заключение относительно соответствия веса данной конструкции поставленным ограничениям. Весовой отдел должен хранить сведения о весах элементов действующих летательных аппаратов и давать рекомендации по возможному снижению веса летательного аппарата и его элементов.

Испытания.

В авиационно-космических опытно-конструкторских компаниях имеется несколько групп специалистов, проводящих испытания разрабатываемых изделий. Это группы испытаний на прочность, испытаний бортового оборудования, стендовых, летных и ресурсных испытаний. В ряде фирм существует еще группа руководства испытаниями, которая направляет деятельность всех испытательных групп в данной фирме. В других организациях группы испытаний могут входить в инженерные подразделения в соответствии с характером проводимых ими испытаний. Например, инженеры-расчетчики и конструкторы прочностного отдела могут проводить испытания конструкций экспериментальных самолетов и ракет, определяя их поведение под нагрузкой.

 NASA Ames Research Center     ИСПЫТАНИЯ В АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ: истребитель F/A-18 испытывается в большой аэродинамической трубе Исследовательского центра им. Эймса, предназначенной для исследования аэродинамических характеристик самолетов при различных углах атаки.

Двигатели.

Инженеры – специалисты по двигателям отвечают за установку, характеристики и проектирование двигателей для летательных аппаратов. Некоторые опытно-конструкторские аэрокосмические фирмы занимаются разработкой только силовых установок. На группу этих инженеров возлагается обязанность предоставить конструкторам и аэродинамикам исходные данные по выбранной ими силовой установке, которые позволили бы сделать оценки характеристик и проконтролировать рациональное размещение силовой установки на новом летательном аппарате и ее возможную работу.