Также по теме

ЛИЧНОСТЬ

ЛИЧНОСТЬ. Термин происходит от латинского слова persona, обозначающего маски, которые первоначально использовались в греческой драме, а затем были заимствованы римскими актерами для обозначения роли играющего. В различных направлениях современной психологии по-разному, многопланово трактуемое понятие, выражающее в целом систему разнообразных психологических (а в ряде случаев и психофизиологических) характеристик человека как высшего природного и одновременно социального существа и его индивидуально-психологических особенностей. В российской психологии личность понимается как системное качество, приобретенное индивидом в процессе социализации и оказывающееся высшей, интегрирующей имитацией всей его психической жизни; как особое средство реализации в жизни общеродовой человеческой сущности. Во многих же направлениях западной психологии сохраняется рабочий смысл понятия личности как совокупности отличительных признаков индивида.


Термин «личность» часто употребляется в психологии, психотерапии и в науках о поведении человека. Значение термина сильно варьируется, т.к. он может использоваться для обозначения всего, что помогает понять индивидуальность. Для многих целей достаточно общим является определение личности как совокупности врожденных и приобретенных наклонностей индивида. Некоторые определения подчеркивают скорее аспекты личности, чем ее целостность, например, социально ценные качества индивида, характеристики типа внешней привлекательности или «богатства личности». Термин «личность» относят также к приобретенным навыкам или индивидуальному стилю действий человека.


Понятия «характер» и «темперамент» также употреблялись как синонимы понятия «личность», но обычно эти термины имеют другие значения. «Характер» может относиться к волевым аспектам личности, к способности прикладывать усилия, но чаще означает те аспекты личности, которые считаются хорошими или плохими. «Темперамент» также как правило относится к одному из аспектов личности. Обычно это эмоциональная конституция индивида, его чувствительность к эмоциональному стрессу, частота проявлений гнева или страха, готовность проявлять привязанность или сочувствие. В клиническом смысле термин «личность» относится либо к целостной конституции индивида, либо к ее предполагаемому внутреннему стержню.
Типы личности. Первоначальные попытки упорядочить представления о различиях между личностями, привели к построению систем классификаций. Например, в работах ученика Аристотеля Теофраста  (ок. 370–287 до н.э.) о характерах содержатся серии словесных портретов универсальных человеческих типов, таких как «скупец» или «льстец», которые создают картину характерного поведения на основе одного центрального и доминирующего мотива. Другим примером классификации является классическая теория темпераментов Гиппократа  (ок. 460 – ок. 377 до н.э.). Он выделял сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический типы личности и связывал характерное для них поведение с доминированием в теле одной из жидкостей – крови, черной желчи, желтой желчи и слизи, соответственно.


Во второй половине 19 в. систематическое изучение типологии личности стимулировала необходимость классификации психических расстройств. Эмиль Крепелин стал рассматривать манию и меланхолию как единое расстройство (маниакально-депрессивный психоз) и, отграничив его от раннего слабоумия (шизофрении), установил базисную дихотомию функциональных психозов. Пьер Жане предложил сходную дихотомию истерия – психастения (навязчивость – тревога) для неврозов. Хотя ни одна из этих двух систем не выдержала окончательной проверки временем, они оказали значительное влияние на мышление психиатров и психологов. Принятие этих дихотомий, наряду с различением предрасположенности и провоцирующих факторов в возникновении психических расстройств стимулировало поиск тех характеристик нормальной личности, которые предрасполагают к возникновению невроза или психоза. Этот поиск завершился серией дихотомических классификаций: экстраверты и интроверты Карла Юнга; упрямые и податливые Уильяма Джемса; объективные и субъективные Вильяма Штерна; циклотимики и шизотимики Эрнста Кречмера.


Хотя эти дихотомические классификации не эквивалентны, между ними все же можно установить некоторые соотношения. Личности, принадлежащие к первому типу в каждой из перечисленных пар, уверены в себе, обладают хорошими навыками общения, щедры, не очень чувствительны к критике или похвалам, внушаемы, хорошо поддаются гипнозу, могут легко переходить от одного занятия к другому. Тех, кто принадлежит ко второму типу в каждой из пар, отличают противоположные характеристики. Хотя авторы типологий подчеркивают различные черты, они согласны с существованием базисных, стабильных или внутренне присущих индивиду черт.


Классификации на основе типологии – довольно грубый способ систематизировать различия между людьми. Простота типологий делает их привлекательными, но они частично пересекаются; к тому же их трудно доказать или опровергнуть. При проведении измерений или оценок той или иной черты выявляется скорее спектр вариаций от одной крайности до другой, чем наличие двух противоположных тенденций.

Структура личности.

Исследования личностных различий подвели к проблеме структуры личности. В силу своей сложности этот фундаментальный вопрос менее популярен, чем типология. Пока не удается прийти к согласию даже по таким исходным проблемам, как должно ли понятие «личность» охватывать все, что касается человека, или оно может рассматриваться как абстракция. Система Шелдона, например, это теория как личностной структуры, так и типов; при всей широте подхода она подчеркивает прежде всего конституциональные аспекты – тело и темперамент. Другие теории ставят акцент на личностных чертах или привычках. Образована личность крупными стабильными блоками, или поведение индивида следует рассматривать как специфичное для ситуации? Каждый человек уникален; означает ли это, что уникальны и компоненты личности, или существуют компоненты, общие для всех личностей?


Зигмунд Фрейд, создатель психоанализа, не отрицая уникальности индивида, сформулировал теорию личностной структуры, компоненты которой одинаковы у всех людей. Ему удалось это сделать, сгруппировав осознанные и бессознательные импульсы человека в соответствии с их возможным происхождением. Свободные ассоциации и сновидения пациентов позволили ему проецировать бессознательные импульсы на сознание и, поскольку он рассматривал эти ассоциации и сны как восходящие к детству и младенчеству, они дали особенно ценный материал для понимания происхождения импульсов. Согласно Фрейду, три основных компонента личности – это Ид, Супер-Эго и Эго.


Ид (Оно) включает потребности и импульсы, исходящие из биологической инстинктивной природы человека. Эта часть личности связана с сексуальными импульсами (либидо), склонностью испытывать привязанность, любовь, гнев. Фрейд рассматривал Ид как основной энергетический источник поведения. Это – общий для всех источник, однако сила и даже направленность импульсов Ид варьируют от личности к личности.
Супер-Эго (Сверх-Я), приблизительно соответствующее совести, включает те «долженствования» и «запреты», которые происходят из одобрения и наказания, полученных индивидом в процессе социального опыта, преимущественно в семье; а также из подражания стандартам тех, кого он любит и чью любовь старается сохранить и заслужить.


Эго (Я) включает те перцептивные и интеллектуальные функции, которые позволяют человеку удовлетворять потребности Ид в различных обстоятельствах и дают индивиду чувство адекватности реальности и самоконтроля. Помимо этих трех основных структурных частей личности, Фрейд выявил множество динамических аспектов (таких как вытеснение, замещение, проекция, интроекция), или способов реагирования при психологически безвыходных обстоятельствах. Эти реакции, присущие любому человеку, образуют часть аналитической картины его личностной структуры. Психоаналитическая теория оказала большое влияние на психиатрию и социальную работу, предложив им как серьезную теоретическую базу, так и надлежащую терминологию.