Также по теме

СПЛАВ СПОРТИВНЫЙ

СПЛАВ СПОРТИВНЫЙ, направление водного туризма, сформировавшееся во второй половине 20 в., сплав по бурной воде на специальных судах (каяках, катамаранах, плотах и др.), управляемых только мускульной силой. В отличие от туристско-экскурсионных путешествий по рекам, спортивный сплав ориентирован на прохождение сложных маршрутов, насыщенных разного рода препятствиями, преодоление которых требует специальной подготовки и нередко связано с риском для жизни и здоровья спортсменов. Различают три разновидности спортивного сплава: экстремальный сплав по рекам, гребной слалом, фристайл на бурной воде.

ПРЕПЯТСТВИЯ

Препятствия, представляющие интерес для всех форм спортивного сплава, возникают на реках и искусственных водоемах при наличии достаточного уклона русла (не менее 3 м падения уровня воды на 1 км трассы). Препятствиями могут быть нагромождения камней и скальных обломков в русле, неоднородности водного потока, извилистость реки и их разнообразные комбинации. Сложность препятствий повышается в зависимости от их размеров, расхода воды, скорости течения, а нередко и погодных условий. Наиболее характерные препятствия – сливы, валы и бочки, при концентрации препятствий на участке реки образуются пороги.

Сложность препятствия или маршрута оценивают различными шкалами категорий сложности. В двух наиболее распространенных – международной и отечественной – препятствия подразделяются на шесть категорий, от простейшей первой до максимально сложной и опасной шестой. Международная шкала ориентирована на классификацию технической сложности отдельных участков реки или препятствия, тогда как отечественная шкала учитывает, кроме того, автономность путешествия и протяженность маршрута в целом. При оценке сложности препятствия в обеих системах принимаются во внимание уклон русла и расход воды, концентрация элементов препятствия, протяженность препятствия, возможность или невозможность обхода основных элементов порога по более спокойной воде, а также степень опасности для жизни спортсмена. Иногда степень сложности препятствия оценивают отдельно для разных типов спортивных судов.

Слив

(водослив, водоскат, водопад) образуется потоком воды, стекающей с одиночного обливного камня, гряды камней или ступеньки в русле. Сложны для прохождения крутые (более 45°) высокие сливы, сравнимые по высоте с длиной судна. Несмотря на величественную красоту, особенно сложны и опасны водопадные сливы, когда масса воды отвесно падает со значительной высоты (иногда с десятков метров). Практически всегда сливы сочетаются с другими препятствиями – валами и бочками.

 О.Сизон     ВОДОПАД, одно из характерных сложных препятствий. На фото – вторая ступень порога «Киши» на р.Белая, Северный Кавказ. Значительная (около 4 м) высота слива и мощность потока (расход не менее 50 м3/сек) позволяет классифицировать этот водопадный слив как препятствие высшей (шестой) категории сложности по отечественной шкале.

Валы

(стоячие волны), неподвижные относительно берегов, образуются при токе воды в пологих сливах, обычно в виде дорожки из нескольких валов. Сложны и опасны для прохождения мощные крутые валы с пенным гребнем на вершине, высота которых в реках с большим расходом воды может достигать трех и более метров.

Бочки

(пенные ямы, котлы) образуются в месте падения воды с крутых сливов, при этом возникает участок вспененной воды с сильной вертикальной циркуляцией, порождающей встречный ток воды по поверхности бочки. При прохождении такого участка судно погружается в пенный котел, противоток тормозит движение судна, а поток воды, падающий со слива, с большой вероятностью может его перевернуть.

 О.Сизон     ЛОКАЛЬНЫЙ ПОРОГ «КОТЕЛ» на р.Тумча, Кольский полуостров. Хорошо виден основной слив порога высотой около 1,5 м и большая пенная бочка под сливом. Для прохождения таких препятствий на небольших спортивных судах (каяках, байдарках, двухместных катамаранах) необходимо хорошее владение техникой сплава.

Порог,

сочетание препятствий (валов, бочек, надводных и подводных камней), образующее участок реки повышенной сложности. Последовательное сочетание нескольких порогов называют каскадами, их наиболее сложная и опасная разновидность – каскады в каньонах, где поток заключен в отвесные скальные стены, что создает массу специфических препятствий повышенной сложности и затрудняет обеспечение и страховку прохождения.

По современным представлениям, спортивный сплав возможен по рекам с расходом от 5 кубометров воды в секунду и при уклонах русла до 100 м на 1 км. Проходимыми считаются водопадные сливы высотой до 30 м, а также валы и бочки, по геометрическим размерам превосходящие судно не более чем вдвое.

 О.Сизон     ПОРОГ «СОМНИТЕЛЬНЫЙ» на р.Кутсайоки, Кольский полуостров. Часто пороги представляют собой не локальное препятствие в виде ступеньки в русле реки, а достаточно протяженное сочетание разнообразных сливов, бочек, валов в извилистом русле, с подводными и надводными камнями. На фото видны первые две ступени порога – крутые сливы высотой 1,5 и 2 м, а также мощная бочка под вторым сливом. В пороге – двухместный катамаран.       О.Сизон     СЛОЖНЫЙ ПОРОГ с большим падением в лабиринте из крупных глыб. Каяк в первой ступени порога «Киши», р.Белая, Северный Кавказ.       О.Сизон     КАНЬОН, р. Чуя, Алтай, каньонный участок Мажойского каскада порогов. Река течет в отвесных скальных стенах высотой около 50 м. Разведка и страховка прохождения таких участков чрезвычайно затруднены. Выбраться на берег при аварии судна в каньоне невозможно. При наличии малейших сомнений в успехе предполагаемого сплава в каньонах рекомендуется обносить такие участки по берегу.

Шивера,

разновидность порога, отличается отсутствием ярко выраженных сливов и валов. Для шиверы характерны более пологий уклон, обилие надводных и подводных камней, хаотично разбросанных в русле. Шиверы сложны для прохождения, так как требуют постоянного маневрирования, но менее опасны, чем пороги, поскольку мощь потока сконцентрирована не в сливах или бочках, а равномерно распределена по всей ширине русла. Нередко встречаются мелководные шиверы.

СПЛАВНЫЕ СУДА

В настоящее время существуют несколько основных типов судов для спортивного сплава, которые по способу гребли подразделяются на три класса: под байдарочную, канойную и распашную греблю.