КОНСТИТУЦИЯ (понятие)
КОНСТИТУЦИЯ, совокупность основных принципов и норм, писаных или неписаных, в соответствии с которыми осуществляется управление государством. Большую часть истории человечества нормы, которыми руководствовались правительства, оставались неписаными или, по крайней мере, невоплощенными в каком-либо исчерпывающем официальном документе. Как правило, они существовали в виде набора традиций и обычаев, известных и правителям, и их подданным. Что-то напоминающее современную конституцию наметилось в «хартиях свобод», пожалованных монархами городам в Средние века, и при представлении древних обычаев в письменной форме, что продемонстрировала Великая хартия вольностей в 1215. Определенные части современных конституций остаются основанными на обычае, но отчуждения или ограничения власти, как правило, содержатся в писаных документах. Для писаных конституций великой эпохой стало время Американской и Французской революций конца 18 в.
Хотя и существует пришедшая из Средних веков традиция считать народ окончательным источником права, ее установление в качестве рабочего принципа стало возможным лишь сравнительно недавно. Вообще говоря, в наши дни на конституции смотрят как на произведение народа, являющегося высшей властью в обществе. В Великобритании, где прочно установилось правовое всемогущество парламента, сформировалась доктрина о том, что никакие конституционные изменения не проводятся прежде консультаций по поводу предлагаемого изменения на всеобщем голосовании. В США консультации с избирателями по новой конституции штата или по пересмотру старой проходят почти неизменно.
Типы конституций.
Писаные (полностью писаные) и неписаные (частично писаные).
Одно время значительное внимание уделялось этому различию; британская конституция является примером неписаной, а конституции большинства стран мира – писаной. Однако в наши дни это различие уже не выглядит столь существенным, как представляется на первый взгляд. Конституция США, принятая в 1787, попыталась исчерпывающе изложить все полномочия и ограничения, а многие принципы британской конституции нигде не зафиксированы в письменной форме, сохраняясь в обычаях, возникших из партийной борьбы в законодательных органах или успешной оппозиции деспотичным правителям. Однако различие между двумя типами – это скорее различие степени. Значительные части британской конституции записаны, например, независимость судебной власти (Акт о престолонаследии, 1701), союз Англии и Шотландии 1707, расширения избирательного права (законы 1832, 1867, 1884, 1918 и 1928), ограничение полномочий палаты лордов (акт парламента 1911) и регулирование ареста и привлечения к суду (Хабеас корпус акт, 1679). С другой стороны, консультативная функция кабинета министров, его ответственность перед парламентом и неиспользование королевского вето являются обычаями, основанными на сложившемся общественном мнении и уважении к традиции.
С одной стороны, Конституция США окружена массой обычаев, которые так же обязывают государственных служащих, как и официально записанные положения. Например, партийная система в целом создана обычаем и лишь слегка регулируется, по крайней мере на государственном уровне, статутным правом. Практика Верховного суда по вынесению решений о конституционности законов государства и штатов также является продуктом обычая, хотя некоторые полномочия можно вывести из посвященного судебной власти раздела Конституции. Привилегии Сената, серьезно видоизменившие формальные положения о назначении на должность в аппарате исполнительной власти, и использование кабинета как консультативного органа представляют дополнительные примеры влияния обычаев.
Гибкие и жесткие. В зависимости от процедуры внесения поправок конституции называют гибкими или жесткими. Конституцию считают гибкой, если ее можно изменять тем же способом, что и обычные законы. Такая конституция имеет не больше юридической силы, чем статут, хотя законодательный орган может подойти к поправкам более основательно, чем к обычному законотворчеству. В Великобритании, где над парламентом не существует вышестоящего законодательного органа, и его акты не подлежат судебному пересмотру, конституция может меняться и меняется обычной процедурой, использующейся в законодательной работе. Жесткой же называют конституцию, для изменения которой требуется процедура, отличная от той, что используется при принятии обычных законодательных актов. Так, формальное принятие поправки к Конституции США требует внесения законодательного предложения двумя третями голосов обеих палат Конгресса (или национальным съездом, созываемым конгрессом по требованию легислатур двух третей штатов) и ратификации легислатурами или специальными съездами в трех четвертях штатов.
Различие, основанное на этом критерии, – скорее кажущееся, и это нетрудно обнаружить, сравнив процедуры внесения поправок, которым следовали Франция при Третьей республике и Германия при Веймарской конституции. Во Франции после подтверждения обеими палатами парламента желания внести изменение поправка официально принималась на общей сессии палат. Формально эту процедуру можно признать особой, но в действительности она равносильна подтверждению верховенства парламента, почти столь же мощного, как и в Великобритании. Общая сессия была просто инструментом придания процедуре драматичной торжественности. Хотя процесс внесения поправок во Франции был несложен, к нему прибегали редко; между 1884 и 1926 не было предложено ни одного изменения. В недолговечной Германской республике (1919–1933) процедура внесения поправок в конституцию отличалась от принятия обычных законов тем, что требовалось большинство в две трети голосов. Таким образом, и во Франции, и в Германии парламент являлся конституирующим органом лишь в чуть меньшей степени, чем в Великобритании.
Конституции России. Исторический обзор.
В 1730 была предпринята первая попытка создать конституцию. Ключевую роль в Верховном тайном совете, подчинившем себе Сенат и определявшем политику России, играли А.И.Остерман, князья Долгорукие и Голицыны. На российский трон была приглашена племянница Петра, Анна Ивановна. Ей были предъявлены «кондиции» (условия), ограничивавшие ее власть. По «кондициям», Анна соглашалась управлять страной совместно с Верховным тайным советом, он должен был стать высшим органом управления. Она не имела права издавать законы, вводить налоги, распоряжаться казной, объявлять войну и заключать мир. Без одобрения членов Совета («верховников») она не могла жаловать имения и чины выше полковничьего (VI ранга). Анна не могла вступать в брак и назначать наследника престола ни при жизни, ни по завещанию, без согласия Верховного Тайного Совета, который она обязывалась сохранить в составе 8 членов. В случае неисполнения «кондиций» она лишалась короны. 25 января 1730 она подписала «кондиции», но впоследствии разорвала «кондиции» и объявила себя самодержавной императрицей.
При Екатерине II также была сделана попытка оформить законодательный кодекс страны. Юристы составили под ее руководством Наказ Комиссии о сочинении проекта Уложения (1767) – документ, в котором отразились идеи просвещенного абсолютизма.
Проекты конституции разрабатывались и во время правления Александра I. Он провел важные изменения в структуре государственного управления. Он предоставил большие полномочия Сенату (1802), учредил министерства вместо коллегий. Ближайший советник и статс-секретарь Александра М.М.Сперанский по поручению императора составил план преобразования России, основанный на идее разделения властей: законодательную власть должна была осуществлять выборная Государственная дума, исполнительную – министерства, судебную – Сенат. Император сохранял право назначать министров. Встретив сопротивление придворных кругов, Александр отказался от конституции, отправил Сперанского в ссылку и учредил совещательный Государственный совет (1810).
В 1880 Александр II назначил генерала М.Т.Лорис-Меликова главой Верховной распорядительной комиссии, которая, в целях противодействия радикализму, готовила переход к конституционной монархии. 1 (13) марта 1881 – в день подписания императором указа о разработке конституционных законов – народовольцы совершили очередное покушение на Александра II, который был убит разрывом бомбы.
В 1906 Основные государственные законы Российской империи были пересмотрены в связи с подписанием Николаем II 17 октября манифеста Об усовершенствовании государственного порядка, который и спас самодержавие от краха. Даровались: свобода слова, печати, собраний, союзов, законодательная Дума. 3 ноября отменялись (с 1907) выкупные платежи крестьян. Крестьянскому банку разрешалось выдавать ссуды для покупки земли. Благодаря пересмотру Основных законов, которые практически были конституцией России, создавался Совет министров, учреждалась Государственная Дума и Государственный Совет реорганизовывался.
В 1918 после Октябрьской революции была принята конституция. По этой конституции устанавливалась диктатура пролетариата. Конституция 1918 действовала до 1924, когда была принята новая конституция.
Конституция 1924.
СССР был создан как единое союзное государство, с единой внешней, экономической и внутренней политикой, но официально в нем провозглашался принцип «социалистического федерализма» и самоопределения составлявших его наций.
Согласно договору об образовании СССР (1922), составившие Союз республики объединялись, определяли компетенцию Союза в лице его верховных органов, установили строение и порядок их образования, суверенные права, остающиеся за союзными республиками, вводили единое гражданство. Верховными органами государства стали съезд Советов и избираемый им Центральный исполнительный комитет (ЦИК), а правительством Союза – Совет народных комиссаров (СНК) СССР.
Договор послужил основой первой конституции СССР, которая была принята вторым съездом Советов СССР 31 января 1924. В составе ЦИК были учреждены две равноправные палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Депутаты съезда Советов составлялись из представителей городских Советов (1 делегат от 25 тыс. избирателей), губернских (областных) и республиканских (республик, не имевших губернского или областного деления) съездов Советов (по норме 1 делегат от 125 тыс. населения). Выборы в Советы не были прямыми и равными (нормы представительства обеспечивали преимущество городскому населению перед сельским). Кроме того, избирательных прав были лишены торговцы, предприниматели, зажиточные крестьяне, служители религиозных культов, бывшие служащие полиции и жандармерии и т.д.
Избиравшийся съездом Советов ЦИК считался высшим органом государственной власти в период между всесоюзными съездами. Он утверждал основы хозяйственного плана, государственный бюджет, структуру промышленности и торговли, общесоюзные налоги, нормы денежной, кредитной системы, транспорта и связи, регулировал отношения между республиками, устанавливал правовые нормы, утверждал международные законы и соглашения и т.д. Члены Союзного Совета избирались съездом Советов из представителей союзных республик пропорционально населению каждой из них. Совет Национальностей образовался из представителей союзных и автономных республик и автономных областей: по 5 представителей от каждой союзной и автономной республики и по 1 представителю от каждой автономной области. При возникновении разногласий между палатами создавалась согласительная комиссия. В период между сессиями ЦИК высшим органом государственной власти считался избираемый им Президиум ЦИК в составе членов Президиумов обеих палат и представителей ЦИК республик. Председателями Президиума становились по очереди представители союзных республик.
ЦИК образовывал формально ответственное перед ним правительство (СНК) – высший исполнительный и распорядительный орган. Он состоял из председателя, заместителей председателя и народных комиссаров (министров по отдельным отраслям и направлениям деятельности).
Конституции 1936 и 1977.
Значительные изменения в систему государственных органов СССР были внесены конституцией, утвержденной 5 декабря 1936 Чрезвычайным восьмым съездом Советов. Она официально вводила принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании граждан не моложе 18 лет. Согласно новой конституции, высшим органом государственной власти становился избираемый населением на 4 года Верховный совет, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Депутаты первого избирались по одномандатным округам, созданным в соответствии с численностью избирателей, депутаты второго – по нормам представительства союзных и автономных республик, автономных областей и т.д. Верховный совет возглавлялся постоянно действующим Президиумом, который выполнял его функции в период между сессиями, являясь своего рода коллективным главой государства.
Высшим исполнительным и распорядительным органом оставался Совет народных комиссаров, образуемый Верховным советом в составе председателя, его заместителей, народных комиссаров, председателей государственных комитетов и т.д. В состав СНК входили по должности председатели СНК союзных республик. СНК считался подконтрольным Верховному совету и его Президиуму. В 1946 СНК был переименован в Совет министров СССР, а народные комиссары – в министров.
Новая конституция СССР, принятая в 1977, не внесла существенных изменений в структуру высших государственных органов, однако Верховный совет избирался теперь сроком на 5 лет.
Конституция 1993
31 марта 1993 уже после распада СССР был подписан новый Федеративный договор между российским центром и автономными республиками. Было проведено всенародное голосование. Новую Конституцию приняли 12 декабря 199. Тогда же состоялось избрание Государственной думы.
По новой конституции, Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Глава государства – президент. Президент избирается на 4 года. Президент является одновременно Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ. Федеральное собрание, или парламент – это представительный и законодательный орган. Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Исполнительным органом власти является правительство РФ. Столица – Москва. Официальный язык – русский. Денежная единица – рубль.
В Конституции предусмотрено разграничение компетенции центра и регионов. Регионы имеют право регулировать социальную жизнь в своих субъектах. Для этого должны быть заключены внутрифедеральные договора, регулирующие распределение полномочий. Закон о правах национальных меньшинств, которые не имеют собственных территорий, был принят 19 июня 1996.
Согласно новой Конституции, местное управление отделено от системы государственной власти. Таким образом, местное самоуправление реализуется на основе ряда фундаментальных принципов.
Конституция РФ, а также законы, которые были изданы в период с 1992 по 2002, устанавливают судебную систему Российской Федерации. Федеральный бюджет финансирует как судебную систему, так и мировых судей. Действующими законами Российской Федерации являются федеральные конституционные и федеральные законы. К федеральным конституционным законам относятся законы о референдуме, правительстве, о военном положении государственном флаге, государственном гербе, и пр.
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»