Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КУМАРИЛА БХАТТА

КУМАРИЛА БХАТТА (санскр. ), индийский философ, основатель одной из двух основных школ мимансы. Деятельность Кумарилы приходится на 7 в., местом его рождения считается Южная Индия. Кумариле принадлежат четыре сочинения.

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Шлокаварттика (Изложение учения в стихах) – капитальный труд в 25 главах. Кумарила отстаивает безначальность Вед, которая гарантирует их истинность, приводит новые, в сравнении с Мимансасутра-бхашьей, обоснования «природного» характера связи между словом и объектом, анализирует значение предложения. Кумарила подвергает критике основные доктрины буддистов, в том числе учение о мгновенности сущего (как отрицающее причинность), а также такие концепции Дигнаги, как теория значений слов как отрицаний других значений (амоха-вада) и отождествление средства и результата познания. В противовес наяикам, отстаивавшим внешний критерий истины, он настаивает на ее самодостоверности (уверенность в истине не требует никаких «внешних» обоснований).

Вопреки вайшешикам, видевшим в соотношении универсалии и конкретного предмета реляцию присущности, Кумарила предлагает считать актуальным отношение тождества-в-различии (бхеда-абхеда). Однако многое Кумарила заимствует у вайшешиков – прежде всего, категориальную систему, принимая без изменений первые четыре категории вайшешики (субстанция, качество, действие и общее – с различением большей общности и меньшей) в качестве «положительных» (бхава), а также последнюю категорию – небытия, которая характеризуется как «отрицательная» (абхава) и в которой различаются четыре подкласса, вновь заимствованные у вайшешиков (предшествующее небытие – вещи до ее появления, последующее – вещи после ее разрушения, взаимное – двух вещей относительно друг друга, абсолютное – фантомных объектов, типа рогов зайца, небесного цветка или сына бесплодной женщины).

Также по теме:
ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ
ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ

Кумарила разрабатывает также учение о двух ступенях восприятия – первоначального отражения (нирвикальпака) и конкретной перцепции, включающей номинацию объекта (савикальпака). Ни один источник знания, по Кумариле, не позволяет убедиться в существовании Божества (атомы могут «собираться» в протяженные тела и без его участия – действием автономного закона кармы), но все они позволяют обосновать существование Атмана как необходимого субстрата внутренних состояний и действий.

Тантраварттика и Туптика представляют собой стихотворные субкомментарии к Миманса-сутре – комментарии к Мимансасутра-бхашье Шабарасвамина: первый охватывает первые три книги сутр мимансы, второй – девять остальных. Дхарма – это набор правил, которые изложены в священных текстах и рассматриваются в зависимости от времени, места и особых условий.

Также по теме:
ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА
ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА

Кумарила написал также Брихаттику (Великий комментарий), фрагменты которого цитируются в Таттвасанграхе буддиста-виджнянавадина Шантаракшиты (8 в.).

Хотя считается, что Кумарила именовал своего старшего современника, основателя другой школы мимансы Прабхакару, «гуру», он находился в оппозиции ему по столь многим вопросам, что представители других даршан нередко рассматривали их как основателей двух различных философских школ.

Также по теме:
ФилософияРелигияИстория

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Литературная викторина

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Ирак

Пройти тест

Физика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет