Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КУРБСКИЙ, АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

КУРБСКИЙ, АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (ок. 1528–1583), русский мыслитель, переводчик. Из рода Смоленско-Ярославских князей. В 1549–1564 находился на царской службе. В апреле 1564, спасаясь от «немилостей» Ивана Грозного, бежал в Литву и всю оставшуюся жизнь провел в эмиграции.

Также по теме:
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В молодые годы существенное влияние на Курбского оказал Максим Грек. Живя в Литве, вел переписку с Иваном Грозным, в которой выразил свою общественную и политическую позицию (в частности, ссылался на концепцию «естественного права» и на Цицерона). Ряд его работ посвящен апологии православия и критике католицизма (История о осьмом соборе и др.). В своей Истории о великом князе Московском критиковал Ивана Грозного за искажение принципов православного самодержавия, обосновывал идею просвещенной сословной монархии и народного представительства («царь должен искати добраго и полезнаго совета не токмо у советников, но и у всенародныхъ человекъ»).

Перевел важнейший труд Иоанна Дамаскина Источник знания. В его комментариях к этому сочинению обнаруживаются обширные историко-философские познания и самостоятельные философские рассуждения (например, в характеристике Парменида).

Опираясь на идеи Аристотеля, Курбский развивал учение о «естественной» природе человека: «Человек самовластен по естеству и волю имеет по естеству приданную». В человеческом разуме («уме») он выделял начало природное, «делательное», связанное с чувствами, и «зрительное, с чувствами ничего общего не имеющее, а помышляющее о Боге». В философии князь-мыслитель видел прежде всего знание о сущности вещей и «этику», учение о человеке. В комментариях к сочинениям Иоанна Дамаскина определял смысл занятий философией следующим образом: «Тем, кто хочет разуметь философские предметы, в доброе сердце, как по наковальне, ударяет молотом ум... дело духовное свершая, преображая и умягчая прилежным разумом». Благодаря переводам и комментариям Курбского в русскую интеллектуальную культуру вошел ряд философских понятий: силлогизм, элемент, мера, материя и др.

Умер Курбский в Миляновичах в Литве в мае 1583.

Также по теме:
ФилософияИстория

Литература:

Переписка с Иваном Грозным: Сказания князя Курбского. СПб, 1868
История о великом князе Московском. М., 1868
Сочинения, т. 1. СПб, 1914

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «История в фактах»
Как звали девушку, которая пробыла королевой Англии всего 9 дней?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Неизвестные подробности

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет