Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ОБОЛЕНСКИЙ, ЛЕОНИД ЕГОРОВИЧ

ОБОЛЕНСКИЙ, ЛЕОНИД ЕГОРОВИЧ (1845–1906), русский философ и социолог. Родился 9 (21) марта 1845 в Малоархангельске Орловской губернии, в дворянской семье. Учился в Медико-хирургической академии и на юридическом факультете Московского университета. В 1880-е годы редактировал журналы «Мысль» и «Русское богатство». Сотрудничал в журнале «Вопросы философии и психологии». Проявлял интерес к теориям позитивистского типа, в частности к О.Конту. В 1890-е годы увлекся эмпириокритицизмом. Итог этой эволюции был подведен Оболенским в книге История мысли (1901). Именуя собственную философскую концепцию «панфилософией», Оболенский предложил вариант позитивистски интепретированного спинозизма: реальность представляет собой единую мировую субстанцию, само существование которой делает невозможным противостояние духа и материи, которые являются соответственно «субъективной» и «объективной» сторонами субстанции. В то же время Оболенский допускал своего рода плюрализм (в духе лейбницианской монадологии): сознание может существовать вполне самостоятельно в «каждой точке» субстанции. На социальном уровне, по Оболенскому, «плюралистический» подход приводит к взгляду на общество как на совокупность личностей. Как и другие философы-народники (Лавров, Михайловский), Оболенский считал основным критерием социального прогресса уровень развития личности.

Также по теме:
НАРОДНИЧЕСТВО
НАРОДНИЧЕСТВО
Также по теме:
СПИНОЗА, БЕНЕДИКТ
СПИНОЗА, БЕНЕДИКТ
Также по теме:
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Умер Оболенский в Петербурге 23 сентября (6 октября) 1906.

Также по теме:
СоциологияФилософия

Литература:

Оболенский Л.Е. Что такое сознание? – Мысль, 1880, № 1
Оболенский Л.Е. Прошедшее и будущее философии. – Мысль, 1881, № 9
Оболенский Л.Е. Попытка научного примирения моральных разногласий. Отрицатели морали. – Вопросы философии и психологии, 1895, кн. 5
Оболенский Л.Е. История мысли. Опыт критической истории философии. СПб, 1900

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Известные династии

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест

Короли

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет