Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ШИ САНЬ ЦЗИН

ШИ САНЬ ЦЗИН. Тринадцатиканоние, Тринадцать канонов (канонических книг). Собрание авторитетнейших памятников древнекитайской мысли (конец II – конец I тысячелетия до н.э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до начала 20 в. основой традиционной философии, науки, системы образования и государственных экзаменов для получения ученых степеней и официальных должностей (кэ цзюй). В Ши сань цзин входят произведения самой широкой тематики (философской, религиозной этической, ритуально-дидактической, исторической, художественной, филологической и другой): Чжоу и (Чжоуские перемены, или И цзин – Канон перемен, Книга перемен), Шу цзин (Канон [документальных] писаний, Книга истории), Ши цзин (Канон стихов, Книга песен), Чжоу ли (Правила благопристойности [эпохи] Чжоу), И ли (Образцовые церемонии и правила благопристойности), Ли цзи (Записки [о правилах] благопристойности, Записки о ритуале), (Чунь цю) Цзо чжуань (([Летопись] весен и осеней) с комментариями Цзо), (Чунь цю) Гунъян чжуань (([Летопись] весен и осеней) с комментариями Гунъяна), (Чунь цю) Гулян чжуань (([Летопись] весен и осеней) с комментариями Гуляна), Лунь юй (Суждения и беседы), Сяо цзин (Канон сыновней почтительности), Эр я (Приближение к классике – первый в Китае толковый словарь, 3–2 вв. до н.э.), Мэн-цзы. Термин «цзин1» – «канон», «каноническая книга», «уставной текст» – этимологически восходит к обозначению основы ткани, а в текстологическом смысле подразумевает нормативную структуру в виде девятиклеточного квадрата, заполняемого словами, предложениями или другими частями текста (см. ЦЗИН ВЭЙ). Последнее значение цзин1 реализовано в девятичленной архитектонике Ши сань цзина: три сочинения о «благопристойности» (ли2) и Чунь цю («[Летопись] весен и осеней») с тремя комментариями представляют собой два целостных образования, которые вместе с остальными произведениями Ши сань цзина складываются в каноносообразную систему из девяти канонов. Ядро Ши сань цзина – Шестиканоние (Лю цзин) скомпоновали первые конфуцианцы, взявшие за основу древнейшие тексты – Шу [цзин] и Ши [цзин] (конец II – 1-я половина I тысячелетия до н.э.). По крайней мере к 4 в. до н.э. в Шестиканоние входили: Ши [цзин], Шу [цзин], Ли (Ли цзи или И ли), Юэ [цзин] ([Канон] музыки), [Чжоу] и, Чунь цю. Отсутствующий ныне Юэ цзин или числился в этом наборе номинально, как приложение к Ши цзину (точка зрения каноноведческой школы цзинь вэнь цзин сюэ), или был уничтожен во время сожжения конфуцианской литературы по приказу императора Цинь Шихуана в 213 до н.э. (точка зрения школы гу вэнь цзин сюэ). Возможно, части Юэ цзина вошли в текст Юэ цзи (Записки о музыке), являющийся ныне главой Ли цзи. В 136 до н.э. Пятиканоние (У цзин), т.е. Шестиканоние без Юэ цзина, было признано основой официальной идеологии и системы образования. В период правления династии Тан (618–907) были включены в канонический свод и все прочие указанные произведения Ши сань цзин, кроме Мэн-цзы. При династии Сун (960–1279) неоконфуцианцы (см. НЕОКОНФУЦИАНСТВО) дополнили конфуцианизированное, но преимущественно доконфуцианское Пятиканоние собственно конфуцианское Четверокнижием (Сы шу) в составе Да сюэ (Великое учение – глава Ли цзи), Чжун юн (Срединное и неизменное – гл. Ли цзи), Лунь юй, Мэн-цзы. Книги-шу5, с одной стороны, стоят ниже канонов-цзин1, но с другой – ассоциируются с древнейшим каноном Шу цзином, издревле именовавшимся просто Ши, т.е. «Книгой» с большой буквы. С 12–13 вв. Ши сань цзин стало публиковаться в его нынешнем виде. В 1816 ученый и государственный деятель Жуань Юань (1764–1849) выпустил в свет Ши сань цзин с наиболее полной сводкой авторитетных комментариев, толкований и собственных разъяснений.

Также по теме:
Философия
Литература:

Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М. – Л., 1947
Карапетьянц А.М. Формирование системы канонов в Китае. – В кн.: Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и ср. века. М., 1981
Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994

Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Животные

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Африка

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет