Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЦЗИН ТЯНЬ

ЦЗИН ТЯНЬ. «Колодезные поля», или «колодезные земли» (цзин ди). Одна из основополагающих утопических концепций социально-экономического устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4–3 вв. до н.э.), а термин «цзин тянь» впервые появился в Гулян чжуани (2 в. до н.э.), комментарии к древнейшей канонической летописи Чунь цю (5 в. до н.э.). Согласно Мэн Кэ, в начале эпохи Чжоу (11–3 вв. до н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разделении квадратного земельного участка площадью 900 му (со стороной квадрата 1 ли – около 477,84 или 497,7 м) на девять равных полей в виде иероглифа «цзин6» («колодец»); восемь окаймляющих центр полей находились в личном («частном» – сы1) пользовании, среднее поле было общинным (гун2) и служило для сбора натуральной ренты. Каждые восемь крестьянских хозяйств якобы объединялись в поселок цзин6, или сян3 – автономную общину на началах взаимопомощи и взаимной ответственности.

Также по теме:
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Некоторые исследователи полагают, что эта система в большой степени основана на исторических реалиях и сомнительны лишь отдельные цифровые выкладки Мэн Кэ, к тому же идеализировавшего связанное с этим типом землепользования социальное устройство. Однако ряд построений Мэн Кэ выявляет внеэмпирический, общемировоззренческий и общеметодологический статус концепции «колодезных земель». Он связывал ее с идеей «обновления предопределения (мин1)», приведшего к власти династию Чжоу в 11 в. до н.э., а реализацию этого проекта – с идеалом «гуманного правления» (жэнь чжэн), который требует «[выправления] канонических межей» (цзин цзе), что должно обеспечить «равномерность колодезных земель» и, таким образом, упорядочение натурального жалованья чиновников, исключение злоупотреблений с их стороны (Мэн-цзы, III А, 3). Здесь система цзин тянь прямо проецируется на «каноническую» (цзин1, см. ЦЗИН ВЭЙ) девятиклеточную структуру – общетеоретическую модель пространства. Это и другие положения Мэн Кэ обнаруживают в системе цзин тянь самый широкий мироописательный смысл. Например, указывается, что поле в 100 му предназначено для прокормления семьи из восьми человек, таким образом, в цзине (сяне) должно быть 64 члена, а таково фундаментальное «нумерологическое» число, или количество гексаграмм (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ; ГУА; ЧЖОУ И); девятеричную схему Мэн Кэ распространил на земли (ди2) всего Китая, которые «состоят из девяти квадратов со стороной [каждого] в 1 тысячу ли», а Цзоу Янь (3 в. до н.э.) охватил ею всю земную поверхность, состоящую из 9 материков, на одном из которых Срединное государство (Китай) занимает одну девятую часть, и т.п. Промежуточные таксономические уровни между площадью Поднебесной и одного «колодца» даны в Чжоу ли, где говорится о квадратах – «формированиях» (чэн2), образованных девятью «колодцами», и «объединениях» (тун1) из девяти чэн. Указанные геометрические схемы и относящиеся к ним числовые величины («нумерологические» – 3, 9, 8, 64 либо «круглые» – 10, 100, 1000) носят символико-нумерологический характер.

Система цзин тянь представляет собой конкретизацию общемировоззренческих и общеметодологических представлений, проекцию универсальной космологической модели в социально-экономическую и административно-территориальную сферу. Ее главная идея заключается в согласовании человеческой деятельности на земле с естественными законами, которое прежде всего выражается в приведении землеустройства в соответствие со структурой мироздания. Указанные схемы получили большое развитие в эпоху Хань (3 в. до н.э. – 3 в. н.э.), а концепция цзин тянь в средние века привлекалась для идеологического обоснования действий правительства по регулированию землевладения, землепользования, налоговой системы или проектов соответствующих реформ. См. также ЦЗИН ВЭЙ.

Также по теме:
Философия

Литература:

Васильев Л.С. Проблема цзин тянь. – В кн.: Китай. Япония. История и филология. М., 1961
Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961
Кобзев А.И. Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии. – В кн.: Китайские социальные утопии. М., 1987
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Литературная викторина

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет