АНТРОПОМОРФИЗМ
АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropos 'человек' и morphe 'вид, форма'), наделение человеческими качествами, уподобление человеку.
Различаются следующие значения данного термина.
1. Мировоззренческий принцип, выражаемый различными, прежде всего, номинативными средствами языка. В соответствии с этим принципом неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами, физическими и психическими. Указанным объектам приписывается, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.
Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идет гроза, небо хмурится и т.п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевленные объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также вымышленные сущности земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др.
В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребенка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа.
2. Прием поэтической речи, состоящий в том, что предмет изображения уподобляется человеку, либо наделяется человеческими свойствами, в частности, способностью вести беседу с человеком:
О временах простых и грубых
Копыта конские твердят
(О.Мандельштам)
В поэтической речи нередки случаи, когда все изложение ведется от лица неодушевленного предмета:
Я – кактус! Я с трудом великим
Даю порою корешок,
Я неуклюж и с видом диким
Колол и жег что только мог
(К.Случевский)
Антропоморфизм в поэтической и некоторых видах непоэтической речи представляет собой пример коммутации «лицо/не-лицо». Распространенность антропоморфизма в определенных родах прозы и поэзии настолько высока, что скорее отказ от видения в неодушевленных объектах и живых существах, не являющихся людьми, партнеров по диалогу станет считаться здесь отклонением от нормы: «баснописцы, любящие „говорящих" животных, а также философы, изучающие развитие сознания у растений и даже у материи вообще, сохранили многочисленных последователей» (Ж.Дюбуа. Общая риторика).
3. Риторический прием включения в аргументативный или убеждающий дискурс духовных и прочих воображаемых сущностей, умерших или еще не родившихся людей или персонифицированных неодушевленных предметов. В уста этих сущностей вкладываются аргументы в пользу отстаиваемой оратором точки зрения или выражение определенного отношения к сообщаемому. Так, в старопольской литературе популярны жалобы отчизны-матери на неблагодарность детей-граждан. Другие примеры: Наши славные предки стыдятся, глядя на вас, бросивших мечи и бежавших; Потомки доверили нам заботу о нашей голубой планете; Звери только скажут вам спасибо, если вы прекратите рубить лес в промышленных масштабах; Любой компьютер, отвечая на этот вопрос, покажет на экране код ассемблера.
4. Единицы языка, являющиеся результатом использования приемов, перечисленных выше (в этом значении термин антролпоморфизм употребляется также во множ. числе), т.е. обозначающие соответствующие «человеческие» признаки, качества, действия и отношения сходства между человеком и другими предметами и явлениями (растениями, животными, объектами неживой природы, мифологическими существами и т.д.).
Антропоморфизмы можно разделить на лексические и синтаксические. Антропоморфный характер первых присутствует в их словарном значении: это лексические единицы, представляющие наименования предметов, не являющихся частями тела человека или не обозначающих человеческие качества, но этимологически восходящие к наименованиям последних. К лексическим антропоморфизмам относится, в частности, богатый арсенал стершихся метафор: ручка (двери), носик (чайника), ушко (иголки), устье (реки) и т.п. Синтаксические антропоморфизмы представляют собой сочетания наименований предметов, не относящих к человеку и не обладающих в действительности человеческими качествами, с обозначениями качеств, действий и отношений, характеризующих людей или свойственных людям. Среди синтаксических антропоморфизмов четко различаются носители живой и стершейся образности (ср.: три гордые пальмы Лермонтова и устойчивые терминологические сочетания очарованные частицы, усталость металла и т.п.).
Некоторые лингвисты и философы считают, что изобилие антропоморфизмов в речи является одним из показателей того, насколько искажается истина в ходе употребления естественного языка. Х.Вайнрих отмечает: «языковая ложь, если понимать вещи буквально, – это большинство таких риторических фигур, как эвфемизмы, гиперболы,... слова-табу, антропоморфизмы и др.» (Язык и моделирование социального взаимодействия). Ж.Деррида пишет: «Что же, таким образом, представляет собой истина? – вопрошает Ницше, – марширующую армию метафор [...] и антропоморфизмов [...] Истины есть иллюзии, которые забыли об этой своей иллюзорной природе».
Приблизительными синонимами для термина антропоморфизм являются: олицетворение, персонификация, прозопопея.
Леон Иванов
Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966
Философский энциклопедический словарь. М., 1983
Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 1986
Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987
Метафора в языке и тексте. М., 1988
Дерябо С.Д. Экологическая психология? Диагностика экологического сознания. М., 1998
Деррида Ж. Сила и означение: Танец с ручкой в руке. – В кн.: Гурко Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. Differance. Томск, 1999
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»