Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ХАРЬКОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ХАРЬКОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, одно из направлений русской лингвистики второй половины 19 – начала 20 вв. Наряду с Казанской лингвистической школой была первой четко выраженной школой в отечественной науке о языке. Сложилась в 1860–1880-е годы в Харьковском университете. Основатель и основной представитель – А.А.Потебня. Среди учеников Потебни – Д.Н.Овсянико-Куликовский (1853–1920), М.А.Колосов (1839–1891), В.И.Харциев (1865–1937) и др., близок к Харьковский школе был А.С.Будилович (1846–1908).

Также по теме:
ЛИНГВИСТИКА (ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ)
ЛИНГВИСТИКА (ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ)

Взгляды Потебни формировались под влиянием В. фон Гумбольдта и Х.Штейнталя, он совмещал в себе философа языка и специалиста по истории славянских языков и русской грамматике. Вслед за Гумбольдтом Потебня подчеркивал, что язык – «не отражение сложившегося миросозерцания, а слагающая его деятельность», связывал язык с «духом народа». Потебня изучал проблемы соотношения языка и мышления, их исторической взаимосвязи, разрабатывал вопросы исторической семантики и этимологии. Важное значение имела разработанная им концепция грамматической формы, основанная как на формальных, так и на семантических критериях. В отечественной традиции закрепилось также сформулированное им понятие внутренней формы слова. См. также ПСИХОЛОГИЗМ В ЯЗЫКОЗНАНИИ

В целом для Харьковской школы был характерен психологический подход к языку, последовательный учет семантики, интерес к разработке вопросов, пограничных между лингвистикой, этнографией, литературоведением и фольклористикой. В рамках школы активно изучались славянские, прежде всего восточнославянские языки. Ученые школы сформировали восточнославянскую диалектологию как самостоятельную дисциплину, заложили основы отечественной украинистики. Разрабатывались оригинальные синтаксические концепции; в частности, А.А.Дмитревский (1856–1929) выдвинул идею о сказуемом как вершине предложения, предвосхищавшую концепции 20 в.

Также по теме:
ПОТЕБНЯ, АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ
ПОТЕБНЯ, АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ
Также по теме:
ЯЗЫК И ФИЛОСОФИЯ
ЯЗЫК И ФИЛОСОФИЯ

Харьковская лингвистическая школа перестала существовать еще до 1917, но ее наследие, прежде всего идеи Потебни, было весьма влиятельным и в советское время.

Также по теме:
Лингвистика

Литература:

Овсянико-Куликовский Д.Н. А.А.Потебня как языковед-мыслитель. Киев, 1893
Булаховский Л.А. Александр Афанасьевич Потебня. Киев, 1952

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»
Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Древний мир

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет