Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЯЗЫКОВОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ШКОЛА

ЯЗЫКОВОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ШКОЛА, ведущее направление японской лингвистики второй половины 20 в. Сложилась в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Теоретической основой школы стала концепция Мотоки Токиэда (1900–1967), которая была изложена в книге Основы японского языкознания (Kokugogaku-genron, 1941). Полемизируя с Ф. де Соссюром, Ш.Балли и другими лингвистами, Токиэда подчеркивал, что язык – не абстрактная система, а субъективная деятельность человека, не существующая вне человека. Ученый разграничивал две точки зрения на язык: точку зрения субъекта (носителя языка) и точку зрения внешнего наблюдателя. Отвергая структурализм, стремящийся целиком встать на позицию наблюдателя, Токиэда призывал основываться на представлениях носителя языка, познаваемых через интроспекцию, и стремился продолжить подходы, свойственные японской лингвистической традиции, которая была основана на субъективном толковании древних памятников.

Также по теме:
ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК
ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК

Ведущим центром школы языкового существования стал основанный в 1948 Государственный институт родного языка; существенным влиянием эта школа пользуется также во многих университетах Японии. Главные теоретики школы – Минору Нисио (1889–1979), Эцутаро Ивабути (1905–1978), Такэси Сибата (р. 1918) и др. Основное внимание уделяется изучению психологических предпосылок речевых актов и особенно их социального контекста. Из всех направлений мировой лингвистики 20 в. школа языкового существования наиболее последовательно занимается изучением речи (в смысле Ф. де Соссюра); в определенной степени с ней могут быть сопоставлены анализ бытового диалога (conversational analysis), а также британская школа системно-функциональной грамматики (см. ДИСКУРС).

В рамках школы языкового существования с начала 1950-х годов развернулась работа по исследованию социального функционирования современного японского языка. Сибата разработал специальную методику «изучения языка за 24 часа». В течение этого периода времени исследователь фиксирует всю речевую деятельность в различных социальных ситуациях специально отобранного испытуемого, который рассматривается как «типичный представитель» той или иной социальной и возрастной группы. Регулярно проводятся массовые обследования значительного числа информантов в связи с функционированием литературного языка, диалектов и промежуточных образований («полудиалектов»), употреблением тех или иных форм вежливости в тех или иных ситуациях и т.д.; эти обследования повторяются с теми же испытуемыми через несколько десятилетий, что позволяет получить данные о динамике речевых и языковых изменений. В результате были получены данные, часто отсутствующие для других языков: о среднем количестве слов, произносимых в день людьми разного возраста и положения, о средней длине предложения в тексте того или иного жанра, о времени, затрачиваемом японцами на чтение, письмо, говорение и слушание и т.д.

Также по теме:
ЛИНГВИСТИКА (ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ)
ЛИНГВИСТИКА (ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ)

Для школы языкового существования характерно активное распространение статистических методов. Исследования школы тесно связаны с практикой: с поддержанием и совершенствованием языковой нормы, разработкой методики преподавания языка. Главное внимание здесь уделяется сбору фактов.

Также по теме:
Лингвистика

Литература:

Неверов С.В. Социально-языковая практика современной Японии. М., 1982
Языкознание в Японии (отрывки из сочинений лингвистов, принадлежащих школе языкового существования). М., 1983
Алпатов В.М. Предисловие. – В кн.: Языкознание в Японии. М., 1983

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»
Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Спорт

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет