АТТИЛА
АТТИЛА (Этеле) (ум. 453), завоеватель, каган (вождь) гуннов в 434–453. Сын Мундзука, представителя гуннского правящего рода. После смерти своего дяди кагана Роаса (Ругилы) в 434 вместе со своим братом Бледой встал во главе гуннов, кочевавших в степях к северу от Черного моря и Дуная; с 444 (или с 445), убив Бледу, правил единолично. В 434–441, подчинив алан, остготов, гепидов, герулов и многие другие племена, создал могущественный племенной союз, контролировавший огромную территорию от Рейна до границ Китая; в 436 разгромил первое Бургундское королевство (события, описанные в Песни о Нибелунгах). В 441 начал систематические набеги на придунайские провинции Восточно-римской империи (Паннонию, Дакию, Мезию); разорил Сердику (совр. София) и Сингидун (совр. Белград). В 443 (по другим данным, в 447), после неудачного похода в Персию и Армению, предпринял широкомасштабное вторжение на Балканы: одна часть гуннов обрушилась на Фессалию и дошла до Фермопил, другая двинулась на Константинополь. Страшному опустошению подверглись Фракия, Македония и Греция; было разгромлено семьдесят городов; уцелели только Адрианополь и Гераклея. В битве на Херсонесе Фракийском (совр. Галлиполи) каган нанес поражение восточно-римской армии, но не сделал попытки взять сильно укрепленный Константинополь (гунны не владели искусством осады крепостей) и заключил с императором Феодосием II (408–450) мир, по которому Империя уступила ему часть территории к югу от Дуная и обязалась выплачивать ежегодную дань в две тысячи золотых монет. Постоянно растущие требования Аттилы побудили восточно-римский двор организовать против него заговор, который, однако, был раскрыт (449).
В 450 принцесса Гонория, сестра западно-римского императора Валентиниана III (425–455), находившаяся в заключении в Константинополе, обратилась к Аттиле с просьбой о помощи и предложила ему вступить с ней в брак. Аттила потребовал от нового восточно-римского императора Маркиана (450–457) выдачи Гонории, а когда ее отослали в Равенну, предъявил то же требование Валентиниану III. Получив отказ, под этим предлогом предпринял в 451 поход на запад. Собрав огромное войско из зависимых племен, перешел Рейн, вторгся в Галлию, разорил Диводур (совр. Мец) и осадил Генаб (совр. Орлеан). Однако западно-римский полководец Аэций при поддержке вестготов заставил его снять осаду и отступить в Шампань. На Каталаунских полях (долина Марны) к западу от Августобоны (совр. Труа) 23 июня 451 состоялась «битва народов», в которой объединенные силы римлян, вестготов, бургундов и франков нанесли поражение Аттиле; по свидетельству историка Иордана, здесь пало ок. 180 тыс. воинов. Но Аэций не довершил разгрома гуннов и позволил им уйти за Рейн.
Весной 452, собрав новое войско, Аттила вторгся в Италию; он захватил Аквилею, Конкордию, Альтинум, Патавиум (совр. Падуя), разграбил Медиолан (совр. Милан) и Тицинум (совр. Павия); перед ним открыли ворота Вицетия (совр. Виченца), Верона, Бриксия (совр. Брешия) и Бергамум (совр. Бергамо). Однако после встречи с римским епископом Львом I на берегу р.Минций (совр. Минчо) Аттила отказался от планов похода на Рим, удовольствовавшись обещанием ежегодной дани. Средневековая христианская традиция приписывает «спасение Рима» вмешательству апостолов Петра и Павла; ученые связывают его со страхом кагана перед эпидемией, свирепствовавшей тогда в Италии. В 453 в разгар подготовки к вторжению в Восточно-римскую империю неожиданно скончался от кровоизлияния в ночь после свадьбы с юной германкой Ильдеко (Хильдой) в своей ставке на р.Тиса в Паннонии. Существует версия, что он был убит своим оруженосцем при пособничестве Ильдеко по наущению Аэция. По преданию, похоронен в трех гробах – золотом, серебряном и железном; его могила не найдена до сих пор.
После смерти Аттилы гуннский союз распался.
Гунны считали Аттилу сверхъестественной личностью, обладателем меча бога войны, дарующего непобедимость. Он стал персонажем германского и скандинавского героического эпоса: в Песни о Нибелунгах он фигурирует под именем Этцеля, в Старшей Эдде – Атли. Для христиан 5 в. Аттила являлся «бичом Божьим», наказанием за грехи язычников-римлян, и в западной традиции утвердилось представление о нем как о самом страшном враге европейской цивилизации. Его образ привлекал внимание многих писателей, композиторов и художников – Рафаэля (ватиканская фреска Встреча Св. Льва и Аттилы), П.Корнеля (трагедия Аттила), Дж.Верди (опера Аттила), А.Борнье (драма Свадьба Аттилы), З.Вернера (романтическая трагедия Аттила) и др.
Иван Кривушин
Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975
Бэзертдинов Р. Аттила // Идель. 1992, № 3/4
Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб., 1997
Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи: В 7 тт. СПб, 1997
Грант М. Крушение Римской империи. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Мифология»