БОЙ БЫКОВ
БОЙ БЫКОВ (торео, коррида, тавромахия), публичное зрелище, во время которого боец (тореро или матадор) дразнит быка красным полотнищем (мулетой), проделывая серию искусных телодвижений, а в завершение корриды, как правило, убивает быка шпагой.
Происхождение корриды уходит корнями в глубокую древность: по-видимому, она была связана с земледельческими обрядами, призванными повысить плодородие. В Испанию бои быков были принесены маврами, которые господствовали на Иберийском полуострове с 8 по 15 вв. Вместе с тем коррида в ее современной форме возникла в середине 1720-х годов, когда испанский тореро Франсиско Ромеро изобрел мулету – кусок ткани, укрепленный на палке. До 18 в. коррида проходила иначе: всадники, представители знати, убивали быка копьями.
В Испании бой быков стал излюбленным национальным развлечением. Этот обычай распространился также в Португалии и в ряде стран Латинской Америки.
РАСПОРЯДОК БОЯ БЫКОВ
В корриде поочередно участвуют три матадора, каждый из которых убивает двух быков. В редких случаях один матадор убивает всех шестерых быков. Иногда устраиваются соревнования между двумя матадорами – т.н. мано а мано (рука к руке), когда каждому противостоят три быка. Матадору придана куадрилья – команда помощников, состоящая из двух пикадоров и трех бандерильеро. Их задача – подготовить быка к решающей схватке с матадором.
Парад.
Бой быков начинается с появления президента, распорядителя корриды, в специально отведенной для него ложе и с красочного парада участников (пасео де куадрильяс) в музыкальном сопровождении. Процессию возглавляют два верховых альгуасила (полицейских), представляющих президента корриды. За ними следуют матадоры со своими куадрильями, а замыкают шествие возницы на мулах, которые после каждой схватки увозят убитого быка с арены. Дальнейший сценарий корриды делится на три акта, или терсьо (букв. «треть»).
Первый терсьо.
По знаку президента открываются ворота, и бык выбегает на арену. Матадор и его бандерильеро наблюдают за быком из-за барьера, изучая его нрав. Затем старший бандерильеро принимается дразнить быка большим желтым плащом (капоте де брега), убегая и уворачиваясь от животного (брега). Через пару минут матадор отзывает бандерильеро, сам берет плащ и проделывает серию изящных и сложных манипуляций (вероникас) с целью утвердить свое превосходство над быком.
Следует новый приказ президента, и на арене появляются два пикадора – всадники, вооруженные длинными копьями. Лошади защищены от бычьих рогов плотными рогожами. Задача пикадоров в том, чтобы заставить быка бежать медленнее, опустить голову, а главное, показать матадору нрав и повадки быка. Пикадор занимает положение вплотную к деревянному барьеру, огораживающему арену, и ждет атаки быка, которого матадор подманивает к всаднику. Когда бык кидается на лошадь, пикадор вонзает копье в шейные мускулы животного. В соответствии с регламентом, бравого быка необходимо уколоть не менее трех раз. Случается, что бык опрокидывает лошадь со всадником. Когда президент решит, что бык приведен в нужное состояние, наступает черед второго терсьо.
Второй терсьо.
Пикадоры покидают арену, и к делу приступают бандерильеро (реже – сам матадор). Их задача – воткнуть в лопатки быка от одной до четырех пар бандерильяс – зазубренных палочек. Легкая боль выводит быка из состояния апатии и подавленности после уколов копьем. Одновременно матадор оценивает готовность быка к схватке, и если последний проявляет трусость, то по просьбе тореро президент может заменить быка. Трубы возвещают начало третьего терсьо.
Третий терсьо.
Он также обозначается словом фаэна (букв. «работа»). Подразумевается одиночное выступление матадора, который с помощью мулеты должен провести искусную игру с быком, а затем убить его шпагой (эстоке). Тореро приветствует президента и просит дозволения убить быка. Первого быка матадор по регламенту посвятит президенту, а последующих – кому заблагорассудится, в том числе зрителям. Основу фаэны составляет набор традиционных приемов. Один из них, под названием деречасо, состоит в том, что матадор с мулетой в правой руке пропускает быка мимо себя и останавливает приемом ремате (букв. «окончание») – искусным движением мулеты. Куда более опасен прием натураль, исполняемый левой рукой, поскольку тореро держит шпагу в правой и не может расправить ткань мулеты, чтобы увеличить расстояние между своим телом и бычьими рогами. Существует множество других приемов работы с мулетой. Серией дразнящих пассов тореро как бы обводит быка вокруг себя, подпуская все ближе и ближе, а завершается эта игра приемом пасе де печо, когда матадор проводит быка на безопасном расстоянии от своей груди, тем самым давая передышку зрителям и самому себе. Храбрый тореро, работающий в классическом стиле, встречает быка стоя прямо перед ним, но чаще матадоры стараются встать сбоку от животного. Некоторые матадоры завершают фаэну эффектным деспланте (букв. «дерзкая выходка»): встают, иногда на колени, прямо перед быком, хватают его за рога, а бывает, и целуют в морду. Профессиональные ценители корриды считают деспланте вульгарным приемом на потребу публики, поскольку бык уже измотан, к тому же широко расставленные глаза не позволяют ему ясно различить вплотную стоящего тореро.
Матадор инстинктивно угадывает тот миг, когда пора пустить в ход шпагу. Наступает самый опасный момент корриды. При помощи мулеты тореро ставит быка в спокойное положение со сдвинутыми ногами. С мулетой в левой руке матадор правой рукой высоко поднимает шпагу и совершает молниеносный выпад, одновременно выполняя натураль, чтобы заставить быка опустить голову. Шпага нацелена в пятачок между лопатками быка. Вонзая шпагу, тореро тут же подает корпус влево, чтобы увернуться от бычьих рогов.
При честном ведении боя завершающий удар требует изрядного мастерства и большой отваги. Впрочем, разработан ряд жульнических приемов, позволяющих тореро обезопасить себя. Точно направленный удар шпаги перерезает аорту, вызывая почти мгновенную смерть. Очень часто шпага утыкается в кость либо попадает в грудную клетку или легкое. В таком случае необходим дескабельо, специальная шпага, которую вонзают в затылочную часть бычьей шеи, чтобы вызвать быструю смерть. Завершающий удар наносят кинжалом (пунтилья), перерубая шейный позвонок.
Если матадор блестяще справился со своей работой, зрители машут носовыми платками и просят президента преподнести тореро в качестве награды бычье ухо, а в исключительных случаях – оба. Тем временем матадор совершает триумфальный обход арены в сопровождении своих бандерильеро (вуэльта). В зависимости от реакции публики он может совершить и несколько вуэльтас, осыпаемый дарами восторженных зрителей, которые швыряют на арену шляпы, цветы, ботинки, бурдюки с вином и петухов. Исключительно храброму быку тоже достанется своя доля почестей – его тушу проволокут кругом по арене, прежде чем убрать с глаз долой. При неудачной работе матадор получит в лучшем случае ледяное молчание, а в худшем – свист и оскорбительные выкрики.
Матадоры.
Подготовка будущего матадора начинается под руководством опытного мастера с 10–12-летнего возраста. Начинающий матадор (бессериста) практикуется на быках-двухлетках; обретя некоторый опыт, он переходит в ранг матадора де новильо, работающего с быками-трехлетками. Высший титул, матадор де торос, присваивается уже на корриде, когда старший матадор поручает ученику убить первого быка. С этих пор новоиспеченный тореро работает только с быками не моложе четырех лет и весом не менее 450 кг.
Несчастные случаи на корриде – обычное дело, от них не застрахованы даже самые опытные матадоры. Блистательный тореро Хуан Бельмонте (1892–1962), говорят, был ранен 25 раз. Благодаря прогрессу современной медицины смертельные исходы бывают довольно редко, в среднем пару раз в год. Два самых знаменитых матадора погибли на арене – Хосе Гомес Ортега по прозвищу Хоселито (1895–1920) и великолепный Манолете (Мануэль Родригес, 1917–1947).
Неизменным украшением корриды является парадное одеяние матадора, т.н. трахе де лусес (букв. «светозарный костюм»), состоящий из шелкового жилета с длинными рукавами и плотно обтягивающих бриджей. Каждый предмет костюма имеет свой цвет и богато расшит золотом и серебром.
Быки.
Порода боевых быков (торо де лидья) культивируется в Испании начиная с 17 в. Это мощное и красивое животное выращивается на обширных изолированных ранчо и практически не видит человека до тех пор, пока не выйдет на арену. Родословные боевых быков тщательно отслеживаются в целях улучшения породы.
Современное состояние корриды.
Во второй половине 20 в. бои быков стали популярны как никогда. Корриды проводятся и в небольших селениях, где повозками огораживают временную арену, и на великолепных аренах типа Пласа Мехико в мексиканской столице вместимостью 50 тыс. зрителей или мадридской Ла-Вента вместимостью 23 тыс. человек. Популярна коррида и в Португалии, хотя она отличается от испанской тем, что здесь никогда не убивают быка на арене. В Португалии также приняты т.н. рехонео, когда игру с быком ведут только всадники на специально обученных конях. Бои быков распространены в ряде латиноамериканских стран – Мексике, Венесуэле, Эквадоре, Колумбии, Гватемале, Панаме и особенно в Перу.
Последний бой быков в Барселоне состоялся 25 сентября 2011. С 1-го января 2012 в Каталонии вступит в силу запрет на проведения этого излюбленного испанского шоу. Его запрещение было инициировано выступлениями общественности и защитниками животных. Таким образом, Каталония станет вторым испанским регионом, где запретили корриду. В 1991-м аналогичный закон был введен на Канарских островах.
Хемингуэй Э. Смерть после полудня. М., 1934
Бласко Ибаньес В. Кровь и песок. М., 1976
Хемингуэй Э. И восходит солнце. – В кн.: Хемингуэй Э. Собрание сочинений, т. 1. М., 1981
Хемингуэй Э. Опасное лето. – В кн.: Хемингуэй Э. Собрание сочинений, т. 4. М., 1982
Ответь на вопросы викторины «Древний мир»