ЛЮДОВИК XIV 1638–1715
ЛЮДОВИК XIV (1638–1715) – король Франции (1643–1715).
Родился 5 сентября 1638 в Сен-Жермен-де-Ле. Сын Людовика ХIII и Анны Австрийской. Ему не было и пяти лет когда умер отец. Регентшей была объявлена Анна Австрийская, но фактическим правителем страны стал ее фаворит итальянец кардинал Мазарини. Годы позднего детства и затем отрочества короля совпали с Фрондой – гражданской войной, где против власти Мазарини выступали разнородные силы. С большим трудом кардинал удержался у власти. Он не упускал ее из рук до самой смерти, подчинив своему влиянию юного короля. В 1659 Мазарини склонил Людовика к браку с испанской принцессой Марией-Терезией, стремясь укрепить союз с Испанией. После смерти кардинала (1661) Людовик объявил, что берет всю власть в свои руки. В 1661 Людовик арестовал самого влиятельного финансиста Франции – Фуке, усилив контроль над налоговой системой. Генеральным контролером финансов стал сын римского торговца сукном Жан-Батист Кольбер, отвечавший за экономическое развитие страны с 1661 до своей кончины в 1683. Царствование Людовика является классическим примером абсолютизма. Он вошел в историю не только как тиран, но и как король-строитель и просветитель. Наиболее известный мемуарист того времени Сен-Симон, весьма враждебно относившийся к королю, не мог отрицать ту важную роль, которую сыграли Людовик XIV и его двор в процессе развития бытовой культуры нового времени. Людовик хорошо владел «ремеслом короля». Многие монархи стремились подражать поведению «короля-солнца».
Хотя он был жесток, неискренен, равнодушен даже к самым одаренным людям, которых какое-то время ценил, но не позволял себе быть грубым.
Людовик развил в себе дисциплину поведения, соизмеряя свои желания со здравым смыслом. В основе его действий был самодержавный эгоизм, но сопровождаемый постоянным самоконтролем. Принципом поведения короля было стремление добиваться своей цели, не унижая других людей. В этом ему помогал природный артистизм. Фактически весь придворный ритуал представлял своеобразный тщательно отрепетированный балет. Каждый придворный и лакей знал свое место. Но отношения господства и подчинения приняли здесь столь изысканную форму, что абсолютная власть казалась менее нетерпимой. В то же время король мог подавить любую инициативу у своих подданных. Это плохо сказывалось на судьбе творческих людей (Мольер, Расин). Самый роскошный двор в Европе требовал постоянного роста налогов. Первый период правления Людовика, до смерти Кольбера, его главного финансиста и руководителя промышленной политики-протекционизма, был удачен. Развитие государственных мануфактур на первых порах содействовало росту экономики. Франция вела успешные войны, присоединив к себе провинции: Франш-Конте и расширяя границы на Востоке. Но в 1680 наступает период массового религиозного преследования кальвинистов (отмена Нантского эдикта). Десятки тысяч людей, в основном ремесленники и торговцы, покинули Францию. Это обстоятельство сильно подорвало экономику страны. Ее военная мощь ослабла. Антифранцузская коалиция во главе с Англией и Голландией усилилась. В результате Война за Испанское наследство (1701–1713) закончилась поражением Франции. Людовик оставил страну разоренной, скончавшись в Версале 25 августа 1715.
Но в его царствование Франция пережила расцвет культуры классицизма связанный с именами Мольера, Расина, Буало, Лафонтена, Фенелона и др. в литературе, Мансара в архитектуре, Пуссена и Лоррена в живописи, Люлли в музыке. Жизнь Людовика XIV и его двора, фавориток, особенно трех наиболее известных (Лавальер, Монтеспан, Ментенон) вызывала большой интерес у множества писателей, от Вольтера до наших дней.
Анатолий Каплан
Coubert P. Louis XIV et vingt millons francais. P., 1969
Memoires. Moscou, 1976 V. 1,V. 2.
Борисов Ю.В. Дипломатия Людовика XIV. М., 1991
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»