Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

МОРОЗОВА, ФЕДОСЬЯ ПРОКОФЬЕВНА

МОРОЗОВА, ФЕДОСЬЯ ПРОКОФЬЕВНА (Феодосия Прокопиевна) (в девичестве – Соковнина) (1632–1675) – боярыня, деятельница русского раскола, сподвижница протопопа Аввакума.

Также по теме:
СТАРООБРЯДЧЕСТВО
СТАРООБРЯДЧЕСТВО

В 1649 отдана замуж за Глеба Ивановича Морозова, брата всесильного временщика при царе Алексее Михайловиче бездетного Бориса Ивановича Морозова; вскоре родила сына Ивана. С 1662 после смерти обоих братьев Ф.П.Морозова остается наследницей их громадных богатств: у Б.И.Морозова в 19 уездах было 9100 (по другим данным – 7254) тяглых дворов с 55 тыс. крестьян, железоделательные, кирпичные и поташные заводы: у Г.И.Морозова было 2110 крестьянских дворов. Состояние Ф.П.Морозовой современники оценивали в два с половиной миллиона золотых рублей; богаче ее был только царь Алексей Михайлович да члены царского семейства. В подмосковном ее имении был дворец с мраморными полами, выездная посеребренная карета и «сад в две десятины с павами и павлинами». Заботясь о будущем единственного сына, вначале была занята думами о том, достаточно ли богат ее дом и достаточна ли знатна фамилия Морозовых («как дом строен, как славы нажить больше»), откуда взять невесту для сына («из добрыя ли породы или из обышныя»).

Но вскоре после смерти мужа вместе с родной сестрой княгиней Е.П.Урусовой и подругой – женой стрелецкого полковника М.Г.Даниловой, становятся приверженцами и последовательницами протопопа Аввакума («столпа древнего благочестия»), вернувшегося в Москву из сибирской ссылки. Аввакум становится частым гостем в доме Феодосии в Белом городе возле церкви Георгия на Красной горке в Москве. Увлеченная идеями Аввакума, Феодосия порывает все связи в высшем боярском обществе и отдает служению старообрядческой общины себя и все свое богатство. Под пышной боярской одеждой она носит власяницу (чтобы «томить» тело), а по ночам, переодевшись в простое платье, ходит по темницам и богадельням, раздавая милостыню, кормя и леча увечных. Вскоре в своем доме она создала приют для странников, нищих, убогих и калек. Вновь сосланный в земляную тюрьму на берегу Белого моря, Аввакум ведет переписку с Ф.П.Морозовой, наставляя ее окончательно «отрешиться от земной славы, почестей, громкого имени и роскоши». Под его влиянием Феодосия в 1671 тайно постригается в монахини, приняв имя Феодоры.

Также по теме:
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

В том же году царь Алексей Михайлович овдовел и решил жениться вторично на молодой красавице Н.К.Нарышкиной. Ф.П.Морозова, как состоявшая в родстве с царской фамилией, по дворцовому этикету обязана была «в первых рядах стояти и титулу царскую говорити». Но она отказалась прибыть на торжество и тем, как считалось, лично оскорбила царя. Этого царь не должен был простить. В заштатные города из Москвы были сначала отправлены в ссылку родные братья Феодосии Алексей и Федор Соковнины, а в ночь на 16 ноября 1671 Ф.П.Морозова, Е.П.Урусова и М.Г.Данилова были взяты под стражу и помещены в Чудов монастырь в Москве. Там они были подвергнуты пытке «на дыбе и огне» с целью заставить заблудших отречься от «старой веры». Но приверженцы царской власти ничего не добились. Тогда всех троих отступниц поместили в подземелье монастыря. Но к ним потянулись старообрядцы с изъявлением солидарности с мученицами «за истинную веру». Царь повелел убрать Феодосию – «бунтовщицу хуже Разина» – из столицы. В это же время Феодосия получает известие о смерти сына, внезапно скончавшегося от неведомой болезни.

Зимой 1671 Ф.П.Морозову и Е.П.Урусову, истомленных, но не сломленных, вывезли в Боровск (близ Калуги), где поместили в земляную тюрьму, запретив людям общаться с ними, а тот, кто нарушит запрет – «казнить, четвертовать и вешать». Был указ морить сестер голодом. Обе скончались в 1675, Феодосия – в ночь с 1 на 2 ноября 1675, как сказано в отписке «от глада и жажды, от задухи и вшей». После смерти тела обоих сестер завернули в рогожу и закопали в ограде острога.

В 1682 выжившие братья Ф.П.Морозовой возложили в Боровске белокаменную мраморную плиту на могиле сестер-раскольниц – Феодосии и Евдокии.

Протестное поведение Ф.П.Морозовой привлекало внимание к этой личности людей разных эпох. Художник В.И.Суриков в картине Боярыня Морозова (1887, хранится в Государственной Третьяковской галерее), изобразил закованную в цепи раскольницу, которую везут по улицам Москвы, чтобы подвергнуть ее унижению и позору, насмешкам и глумлению толпы. Прекрасное и вместе с тем страшное лицо боярыни Феодосии Морозовой с выражением непоколебимой веры олицетворяет духовный подвиг раскольницы.

В 1912 в Боровске на месте захоронения сестер Ф. и Е.Морозовых решено было воздвигнуть часовню, но начавшаяся Первая мировая война помешала осуществить этот замысел. В начале 1980-х на месте захоронения прошли строительные работы для сооружения трехэтажного здания райкома партии; тогда же недалеко от этого места на городище был установлен деревянный крест в память мучениц. В 2000 Русская Православная Старообрядческая Церковь постановила возвести в их память часовню в Боровске: в 2001 было получено разрешение на ее строительство.

Ирина Пушкарева

Также по теме:
Религия

Литература:

Тихонравов Н.С. Боярыня Морозова. – Русский вестник, 1865, № 9
Румянцева В. Непокорная боярыня. – Наука и религия. 1975, № 6
Осипов В.И., Осипова А.И. Боровские мученицы. – Старообрядчество: история, культура, современность, вып. 5. М.,1996

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Астрономия

Пройти тест

Короли

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Ирак

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2021 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет