Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АВВАКУМ

АВВАКУМ (1620/21–1682), русский писатель, протопоп, глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви. Родился в 1620 или 1621 в с. Григорово Нижегородского уезда. В 1647 входил в близкий ко двору царя Алексея Михайловича московский кружок т.н. ревнителей благочестия. За открытое сопротивление церковным нововведениям патриарха Никона в 1653 был сослан с семьей в Тобольск, затем в Даурию, на границе Монголии. В 1663 по вызову царя явился в Москву, но с официальной церковью не примирился, приобретя гневными выступлениями против реформ многочисленных приверженцев (боярыня Ф.М.Морозова и др.). В 1664 сослан в Мезень. В 1666 на церковном соборе лишен сана и предан анафеме, в 1667 сослан в Пустозерский острог и заточен в земляной тюрьме, откуда еще в течение 15 лет продолжал борьбу, обмениваясь посланиями со своими последователями. Отстаивая «старую веру», Аввакум обличал пороки официальной церкви, придав оппозиционный характер массовому движению раскольников.

Также по теме:
СТАРООБРЯДЧЕСТВО
СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Автор свыше 50 бесед, поучений, богословских сочинений, толкований библейских книг и т.п., из которых выдающимся памятником автобиографической, церковно-религиозной и социально-исторической литературы стало Житие протопопа Аввакума, написанное им в 1672–1675 (три авторские редакции), где живым, близким к естественному разговорным языком, в повествовании, насыщенном картинами реального быта, злободневными страстями и полемическим пафосом, обогащенном яркой образностью, поговорками и пословицами, представлена как своеобычная картина сложного времени, так и незаурядная личность автора.

Также по теме:
РАСКОЛ
РАСКОЛ
Также по теме:
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Аввакум и его ближайшие сподвижники по указу царя Федора Алексеевича за «хулы» на царский дом были сожжены в срубе в Пустозерске Архангельского края 14 апреля 1682.

Также по теме:
РелигияЛитератураИстория

Литература:

Малышев В.И. Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нем 1917–1953 годов. – Труды отдела древнерусской литературы, т. 10. М. – Л., 1954
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Под общей ред. Н.К.Гудзия, вступит. ст. В.Е.Гусева. М., 1960
Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума. Л., 1974

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Философия

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет