Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АВВАКУМ

АВВАКУМ (1620/21–1682), русский писатель, протопоп, глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви. Родился в 1620 или 1621 в с. Григорово Нижегородского уезда. В 1647 входил в близкий ко двору царя Алексея Михайловича московский кружок т.н. ревнителей благочестия. За открытое сопротивление церковным нововведениям патриарха Никона в 1653 был сослан с семьей в Тобольск, затем в Даурию, на границе Монголии. В 1663 по вызову царя явился в Москву, но с официальной церковью не примирился, приобретя гневными выступлениями против реформ многочисленных приверженцев (боярыня Ф.М.Морозова и др.). В 1664 сослан в Мезень. В 1666 на церковном соборе лишен сана и предан анафеме, в 1667 сослан в Пустозерский острог и заточен в земляной тюрьме, откуда еще в течение 15 лет продолжал борьбу, обмениваясь посланиями со своими последователями. Отстаивая «старую веру», Аввакум обличал пороки официальной церкви, придав оппозиционный характер массовому движению раскольников.

Также по теме:
СТАРООБРЯДЧЕСТВО
СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Автор свыше 50 бесед, поучений, богословских сочинений, толкований библейских книг и т.п., из которых выдающимся памятником автобиографической, церковно-религиозной и социально-исторической литературы стало Житие протопопа Аввакума, написанное им в 1672–1675 (три авторские редакции), где живым, близким к естественному разговорным языком, в повествовании, насыщенном картинами реального быта, злободневными страстями и полемическим пафосом, обогащенном яркой образностью, поговорками и пословицами, представлена как своеобычная картина сложного времени, так и незаурядная личность автора.

Также по теме:
РАСКОЛ
РАСКОЛ
Также по теме:
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Аввакум и его ближайшие сподвижники по указу царя Федора Алексеевича за «хулы» на царский дом были сожжены в срубе в Пустозерске Архангельского края 14 апреля 1682.

Также по теме:
РелигияЛитератураИстория

Литература:

Малышев В.И. Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нем 1917–1953 годов. – Труды отдела древнерусской литературы, т. 10. М. – Л., 1954
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Под общей ред. Н.К.Гудзия, вступит. ст. В.Е.Гусева. М., 1960
Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума. Л., 1974

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Спорт

Пройти тест

Животные

Пройти тест

Философия

Пройти тест

Короли

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет