Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

СОРОКА, ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

СОРОКА, ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1823–1864), русский художник, наиболее значительный из мастеров «школы Венецианова».

Также по теме:
ВЕНЕЦИАНОВ, АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ
ВЕНЕЦИАНОВ, АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ

Родился в деревне Покровское (Тверская губерния) 15 (27) ноября 1823 в семье крепостного крестьянина. В 1841 был взят в дом хозяина, помещика Н.П.Милюкова (в имении Островки). Обнаружив яркий талант рисовальщика, стал одним из учеников А.Г.Венецианова, жившего неподалеку в своем имении Сафонково. Несколько лет жил попеременно то в Сафонково, то в Островках.

Наследие художника невелико: бесспорными можно считать не более 20 недатированных картин, исполненных в основном в 1840-е годы. Особенно удавались художнику приусадебные пейзажи, полные созерцательного спокойствия и тишины, – таковы, в первую очередь, картины, написанные в селе Спасском (Тамбовская губерния), принадлежавшем родственникам Милюкова (Рыбаки. Вид на озеро Молдино, Вид на плотину; обе работы – в Русском музее; Часовня в парке, Эрмитаж). Написал несколько интерьеров: Гумно, Кабинет в Островках, Отражение в зеркале (все – в Русском музее). Свойственная работам Сороки «наивная» застылость форм вкупе с поэтической интуицией, уподобляющей простой акт восприятия натуры некоему бытовому чуду, сближает его манеру с магическим реализмом 20 в., делая художника наиболее «современным» из всех венециановцев. Сорока оставил также ряд лирически-тонких портретов (Е.Н.Милюкова; А.Г.Венецианов; оба там же; и др.).

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Так и не получив вольной, Сорока оказался в особенно тяжелом положении после смерти Венецианова (1847), главного своего заступника перед барином. Его явно тяготил контраст между сложившимся уже в нем внутренним образом художника-творца и фактическим бесправием. Покинув усадьбу, в начале 1850-х годов вернулся в Покровское, где писал иконы для местных церквей (Спас Нерукотворный, Картинная галерея, Тверь; в целом же круг этих вещей четко еще не определен). Вовлеченный в крестьянские волнения после отмены крепостного права (он написал для своих односельчан письмо Александру II c жалобой на несправедливые условия выкупа земли), был подвергнут телесному наказанию, после чего повесился.

Умер Сорока в деревне Покровское (Тверская губерния) 10 (22) апреля 1864.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Г.В.Сорока. 1823–1864 (каталог). Л., 1975
Островский Г. Григорий Сорока. СПб, 1993

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Сад и огород

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет