ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ в Санкт-Петербурге, крупнейший в России (наряду с Третьяковской галерей в Москве) музей русского искусства. Учрежден в 1895, открыт в 1898 в перестроенном Михайловском дворце (1819 – 25, арх. К.И.Росси), главном здании архитектурного ансамбля площади Искусств. Официальное название до 1917 – Русский музей императора Александра III.
В состав фондов Русского музея входят коллекции русской и советской живописи, богатейшее в стране собрание скульптуры, одна из лучших коллекций гравюр и рисунков русских и советских художников, чрезвычайно интересное собрание произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
В настоящее время музей занимает комплекс зданий, главное из которых – бывший Михайловский дворец и прилегающий к нему корпус, построенный К.И.Росси. В этих зданиях размещается экспозиция русского дореволюционного искусства.
В начале 1930-х музею отошел т.н. корпус Бенуа (проект 1910–1912, построен в 1914–1919, арх. С.О.Овсянников по проекту Л.Н.Бенуа), расположенный на набережной канала Грибоедова. Первоначально здание предназначалось для выставок различных художественных объединений и союзов. В настоящее время на втором этаже корпуса Бенуа экспонируются произведения искусства второй половины 19 – начала 20 в., на первом – советского искусства.
История Михайловского дворца
начинается с рождения великого князя Михаила Павловича (1798–1849), младшего сына императора Павла I, для которого решено было построить новый дворец, ежегодно откладывая на строительство несколько сотен тысяч рублей.
Постройка Михайловского дворца – П-образного в плане здания с 8-колонным коринфским портиком, началась 17 апреля 1819, когда Михаилу исполнился 21 год, а сумма ассигнований достигла 9 миллионов.
Архитектор К.И.Росси не только решил задачу строительства отдельного здания, он включил дворец в градостроительный комплекс, определивший облик Санкт-Петербурга. Росси проложил Михайловскую улицу (ул. Бродского), соединяющую дворец и Михайловскую площадь (площадь Искусств) с Невским проспектом, тем самым вводя новый архитектурный комплекс в общий ансамбль центра города и открывая перспективу на новую резиденцию.
В 1823 для внутренней отделки дворца были приглашены скульпторы: В.И.Демут-Малиновский, С.С.Пименов; живописцы: А.Виги, П. и Дж.-Б.Скотти, Б.Медичи, Ф.Брюлло; лепные мастера Н. и С.Саегины; резчики В.Захаров, В.Бобков; паркетчики С.Тарасов и М.Знаменский и др. Мебель, камины, люстры, канделябры, лепные украшения, резьба на дверях и консолях были исполнены по рисункам и под наблюдением Росси.
Обивка мебели, обои и ковры выписывались из Парижа от Картье и закупались у русских производителей: царскосельской мануфактуры, фабрики князя Юсупова, Доннера и московского фабриканта Гущина.
Решетка перед фасадом Михайловского дворца была отлита на Чугунном казенном Литейном заводе по проекту Росси мастером Бауманом. На том же заводе отливали решетку, выходящую на Мойку, чугунные балконы, парадную лестницу и решетку к ней, чугунных львов, установленных перед портиком, и маленький мостик в саду.
30 августа 1825 здание было освящено. В том же году К.И.Росси был награжден орденом Владимира 3-ей степени и бриллиантовым перстнем.
Михайловский дворец стал предметом восторга современников: красота фасадов, роскошь и вкус внутренней отделки, феерично-блестящая жизнь двора великой княгини Елены Павловны, супруги великого князя Михаила Павловича, а позже ее популярность в научном и артистическом мире столицы, придали Михайловскому дворцу значение своего рода культурного центра.
Внешний вид главного здания и западного флигеля дворца сохранился до наших дней практически без изменений. Все интерьеры подверглись переделке, за исключением Главного вестибюля с Парадной лестницей, и Белого зала, расположенного в центре анфилады 2 этажа, где остались нетронутыми не только живописное и скульптурное убранство, но и подлинная мебель, вазы, созданные по эскизам Росси. Остальные интерьеры были измены в ходе многочисленных переделок, которые велись, начиная с 1830-х годов (архитекторы А.И.Штакеншнейдер, Г.И.Боссе).
В 1873 Елена Павловна скончалась, дворец наследовала ее дочь, великая княгиня Екатерина Михайловна Мекленбург-Стрелицкая. Со смертью наследницы дворец перешел в казну, и в 1895 был приобретен императором Николаем II.
Михайловский дворец становится Русским музеем
по указу от 13 апреля 1895. До 1895 существовал проект о постройке специального здания музея русского искусства при Академии художеств, были составлены планы и смета.
Переделка жилых помещений Михайловского дворца в выставочные залы, устройство стеклянных потолков поручалось архитектору В.Ф.Свиньину (1865–1939). Первоначально Русский музей занял лишь центральную часть дворца. В корпусе Росси (левом флигеле) размещались служебные помещения и квартиры сотрудников.
В 1903 В.Ф.Свиньин начал перестройку правого флигеля дворца под этнографический музей. С 1934 этнографический отдел стал Государственным музеем этнографии народов СССР, отделившись от Русского музея.
В 1946–1948 была проведена реконструкция площади Искусств, реставрированы фасады зданий, разбит сквер (арх. Н.В.Баранов и др.), в центре которого установлен памятник А.С.Пушкину (бронза, гранит, 1957, скульптор М.К.Аникушин, арх. В.А.Петров)
Коллекции Русского музея.
Первоначальное положение о Русском музее предусматривало создание в нем трех отделов: отдела памяти Александра III; этнографического и художественно-промышленного; художественного. «Тройственный союз» разнохарактерных отделов оказался несостоятельным. Этнографические собрания впоследствии стали ядром самостоятельного музея. Мемориальный отдел в 1918 был упразднен, а сформированный вместо него историко-бытовой отдел в 1934 частично передан Эрмитажу, став основой его отдела русской культуры. Таким образом, название Русский музей изначально и традиционно закрепилось лишь за художественным отделом, размещенном в Михайловском дворце.
8 июля 1897 в Министерстве двора на основании «Высочайшего повеления» было принято решение о передаче произведений русской школы из Императорского Эрмитажа в Русский музей. Основу коллекций Русского музея составили произведения, поступившие не только из Эрмитажа, но и из Зимнего дворца, Академии художеств, царскосельского Александровского дворца, а также из частных собраний (коллекция князя А.Б.Лобанова-Ростовского (1824–1896), акварели и рисунки из собрания княгини М.К.Тенишевой). Первоначальное собрание Русского музея насчитывало около 1,5 тысяч произведений. Кроме того, Академия художеств полностью передала свой Музей христианских древностей (существовавший с 1858), насчитывавший примерно 5 тысяч памятников.
Лучшие вещи поместили на втором этаже в самом большом зале со стеклянным потолком, т.н. академическом (там, где прежде помещался дворцовый театр): Фрина на празднике Посейдона в Элевсине (1889) Г.И.Семирадского; Христос и грешница (Кто без греха?) (1888) В.Д.Поленова; Покорение Сибири Ермаком (1895) В.И.Сурикова; Русалка и Поцелуйный обряд К.Маковского; Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных (1888), Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану (1880–1891) И.Е.Репина.
В Русском музее с момента основания были представлены работы Антропова и Аргуновых, Боровиковского, Алексеева, Кипренского, Венецианова, Карла Брюллова, в т.ч. картина Последний день Помпеи (1833), поступившая из Эрмитажа.
Однако первоначальные коллекции музея носили далеко не полный характер: не были представлены произведения многих прославленных художников и даже целых периодов истории русского изобразительного искусства. Творчество Левицкого, Рокотова, Перова, А.Иванова было представлено весьма слабо. В собрании совсем не было работ мастеров 1 пол. 18 в., иностранных художников, работавших в России (за исключением Лампи), произведений Семена Щедрина и Куинджи, зато много работ художников незначительных.
В 1898–1917 собрание пополнялось путем приобретений и пожертвований.
Включение в состав музея коллекции русских и греческих икон, собранных историком и коллекционером Н.П.Лихачевым (1862–1936), позволило превратить отдел христианских древностей в 1914 в Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины, ставшее на тот момент крупнейшей государственной коллекцией икон в России.
В 1902 был открыт этнографический, а в 1913 – историко-бытовой отделы (в 1934 выделены из Русского музея).
После 1917 собрание значительно увеличилось за счет национализированных художественных ценностей, крупных приобретений и перераспределения художественных фондов. Картины в залах разместили по историко-монографическому принципу, в хронологической последовательности, по эпохам, художественным школам и течениям. Были образованы отделы древнерусской живописи, искусства 18 и 19 вв.
В советское время Русский музей обогатился материалами декоративно-прикладного искусства.
В 1918 у Е.Е.Рейтнера (1848–1918) при содействии А.В.Луначарского было приобретено уникальное собрание графики (25 607 листов). Сумма оплаты была незначительна, однако Рейтнеру в качестве компенсации была предоставлена квартира в музее и пожизненная должность хранителя и попечителя его собрания.
В 1926 Русскому музею была передана коллекция Музея при Государственном институте художественной культуры, включавшая произведения первой четверти 20 в. На ее основе в Русском музее сформировалось крупнейшее в мире собрание русского авангарда.
В 1934 был создан отдел советского искусства, в 1937 – народного искусства.
На сегодняшний день коллекции Русского музея насчитывают ок. 400 000 единиц хранения.
Отделы музея.
В древнерусском отделе представлены выдающиеся памятники иконописи, с 12 до конца 17 вв. Одна из самых ранних икон – Ангел Златые власы (12 в.), к 12–13 вв. относятся Богоматерь Умиление; Иван, Георгий и Власий; Георгий в житии.
Оригинальны по манере исполнения иконы псковских иконописцев 14–15 вв.: Сошествие во ад, Дмитрий Солунский; тонки и изысканы творения мастеров Ростово-Суздальской земли: Борис и Глеб, Новгородской школы Чудо Георгия о змие.
Среди произведений Андрея Рублева можно выделить икону Апостол Павел.
Завершают экспозицию произведения Симона Ушакова – крупнейшего художника 2 половины 17 в. (Троица).
Особенно богата коллекция искусства 18–1 пол. 19 вв.
Экспонаты отдела искусства 18 в. дают яркую картину развития в России новой светской культуры. Ведущим в искусстве этого времени стал жанр портрета. Представлены произведения многих художников: И.Н.Никитина (около 1680 – не ранее 1742), первого крупного мастера этого жанра (Петр I, Портрет напольного гетмана, оба – 1820-е), А.М.Матвеева (Автопортрет с женой, 1729); работавших чуть позднее И.В.Вишнякова (1699–1761) (Портрет Сары Фермор, ок.1750), А.П.Антропова (Портрет М.А.Румянцевой, 1764), И.П.Аргунова (1727–1802) (Портрет И.И.Лобанова-Ростовского, 1750). Особое место в отделе занимают произведения Ф.С.Рокотова (Портрет Е.В.Санти, 1785), Д.Г.Левицкого (Смолянки, 1770-е), В.Л.Боровиковского (Портрет В.И. Арсеньевой, 1796), в творчестве которых портретная живопись 18 в. достигла своего расцвета.
Рядом полотен представлено творчество А.П.Лосенко – основоположника отечественной исторической живописи (Владимир и Рогнеда, 1770).
В экспозиции находятся произведения скульптора К.Б.Растрелли (Портрет Петра I, 1723; Анна Иоанновна с арапчонком, 1741), работавшего в первой половине 18 в., а также творения замечательной плеяды ваятелей 2 пол. 18 в. – Ф.И.Шубина, М.И.Козловского (1753–1802), И.П.Мартоса и др.
В собрании Русского музея существует огромный материал так называемой «россики». Это живописные, скульптурные, гравированные, рисованные произведения иностранных художников 18 и 19 вв.
Значительное место в экспозиции отдела искусства 1 половины 19 в. занимают мастера исторической живописи, занявшей ведущее положение в системе искусств это времени. Музею принадлежит самая большая в стране коллекция произведений мастеров академической школы: Ф.А.Бруни (Смерть Камиллы, сестры Горация, 1824; Медный змий, 1841), К.П.Брюллова (Последний день Помпеи, 1833). А.А.Иванова (этюды к картине Явление Христа народу).
Портретная живопись представлена работами О.А.Кипренского (Портрет А.Швальбе, 1804; Портрет Е.В.Давыдова, 1809); К.П.Брюллова (Портрет Ю.П.Самойловой, не позднее 1842); В.А.Тропинина (Гитарист, 1839, Казначейша, 1841). Среди пейзажей особенно знаменит Девятый вал (1850) И.К.Айвазовского.
Интересно показано творчество художников бытового жанра: А.Г.Венецианова (Утро помещицы, Спящий пастушок, обе – 1820-е) и художников его школы, а также П.А.Федотова (Сватовство майора, 1851; Вдовушка, 1852).
Скульптура этого времени представлена работами С.С.Пименова (Геркулес и Антей, 1805), В.И.Демут-Малиновского (Русский Сцевола, 1813; Портрет А.В.Суворова, 1814).
Творчество 2 пол. 19 в. полнее представлено в Третьяковской галерее, однако и в Русском музее хранятся произведения мастеров «Товарищества передвижных художественных выставок» (основано в 1871): обличительные полотна В.Г.Перова (Трапеза, 1865–1876), драматические произведения Н.Н.Ге (Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, 1872), Портреты И.Н.Крамского (1837–1887): (Портрет И.И.Шишкина, 1880; Портрет Мины Моисеева, 1882), Н.А.Ярошенко (Портрет И.Н. Крамского, 1876; Портрет Н.Н.Ге, 1890).
Пейзажная живопись представлена картинами А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева и А.И.Куинджи.
Многогранное творчество И.Е.Репина представлено монументальными полотнами (Бурлаки на Волге, 1873; Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану, 1891, многочисленными портретами).
Украшением собрания являются полотна В.И.Сурикова (Покорение Сибири Ермаком, 1895; Переход Суворова через Альпы, 1899, Степан Разин, 1907).
Русское искусство, начиная с 80-х гг. 19 в., и до 1917, отличалось активным поиском новых тем, образов и выразительных средств.
Среди произведений художников конца 19 – начала 20 вв. – работы крупнейших мастеров этого времени: И.И.Левитана (Озеро, 1900), В.А.Серова (многочисленные портреты и картины, Похищение Европы, 1910, Одиссей и Навзикая, 1910); М.А.Врубеля (Летящий демон, 1899; Шестикрылый серафим, 1904), М.В.Нестерова.
В экспозиции широко представлены произведения художников таких известных объединений как «Союз русских художников» (К.А.Коровин); «Мир искусства» (А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Е.Е.Лансере); «Голубая роза» (П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян); «Бубновый валет» (И.И.Машков, П.П.Кончаловский).
Скульптура представлена работами П.П.Трубецкого, А.С.Голубкиной, А.С.Матвеева и С.Т.Коненкова.
В отделе советского искусства – произведения скульпторов А.Т.Матвеева; А.С.Голубкиной; В.И.Мухиной; С.Т.Конёнкова; живописцев А.А.Рылова; Н.П.Крымова; П.П.Кончаловского (Возвращение с ярмарки, 1929); С.В.Герасимова (Клятва сибирских партизан, 1933); А.А.Дейнеки (Оборона Севастополя, 1942) и др.
Музею принадлежит самая большая в стране коллекция произведений К.С.Петрова-Водкина (Смерть комиссара, 1927; Тревога, 1919 год, 1934).
Русский музей владеет большой коллекцией искусства тоталитарной эпохи. В то же время музей сохранил изгоняемые в годы сталинского правления произведения мастеров классического авангарда 1900–1920-х, и по возможности приобретал и принимал в дар работы художников, находившихся «вне закона», называвшихся в те годы формалистами. Произведения многих из них долго хранились в фондах, не показывались зрителям и не публиковались.
Лишь с 1960-х художественный процесс начал восстанавливаться. В настоящее время, наряду с произведениями современного искусства классической направленности, музей собирает работы нынешних авангардистов – живописцев, мастеров фотографии, инсталляций, графиков, скульпторов.
Около 900 работ насчитывает экспозиция книжной и станковой графики (гравюры А.П.Остроумовой-Лебедевой, акварели Н.А.Тырсы, литографии А.Ф.Пахомова, гравюры В.А.Фаворского, рисунки В.Н.Горяева и др).
Отдел декоративно-прикладного искусства состоит из нескольких разделов. Первый из них – раздел древнерусского прикладного искусства (11–18 вв.) – включает многие уникальные памятники (шитье и деревянная скульптура 15–18 вв. (Черниговская гривна).
К значительным экспонатам раздела 18 – начала 20 вв. принадлежат работы мастеров Петербургской шпалерной мастерской (Полтавская баталия, 1764); изделия из фарфора (виноградовский фарфор, знаменитые сервизы: Юсуповский, 1790-е, Гурьевский, 1809, Михайловский, 1830), стали (работы тульских мастеров второй половины 18 в.), стекла, резной кости.
Декоративно-прикладное искусство рубежа 19–20 вв. представлено работами выдающихся художников – М.А.Врубеля (майолика), К.А.Сомова (Дама, снимающая маску, 1906), В.А.Серова (Похищение Европы, 1910).
Среди экспонатов советского раздела огромный интерес представляет уникальный агитационный фарфор первых лет революции; изделия из стекла, выполненные В.И.Мухиной, работы художников Ленинградского фарфорового завода имени М.В.Ломоносова (сервиз В.М.Городецкого Цветущий кобальт).
Экспозиция отдела народного искусства насчитывает около 1500 экспонатов (с 17 в. по настоящее время). Представлены все виды народного творчества: кружево и набивные ткани, керамика и вышивка, резьба по дереву и кости, деревянная скульптура, игрушка, лубок, лаковая миниатюра Палеха, Мстеры, Холуя. Отдельно выставлены фрагменты резного убранства поволжских изб (фронтоны, наличники, декоративные фризы).
В отделе экспонируются изделия известных художественных промыслов (современная гжельская керамика, ювелирные изделия, работы косторезов Холмогор и Тобольска, хохломская роспись, богородская игрушка)
Дворцы Русского музея.
Михайловский дворец стал тесен для одновременного хранения и показа громадной, постоянно растущей коллекции. Правительство России и мэрия Санкт-Петербурга передали музею три исторических издания в центре города.
Строгановский дворец
(построен в 1753 арх. Б.-Ф.Растрелли – был передан Русскому музею в 1989.
Дворец занимает участок на углу Невского проспекта и набережной Мойки. В отделке дворца, построенного по заказу барона Сергея Строганова, принимал участие знаменитый итальянский живописец Дж. Валериани. Плафон его кисти – Телемак на Олимпе – и ныне украшает Большой Танцевальный зал.
Граф Александр Сергеевич Строганов, президент Академии художеств, на рубеже 18 и 19 вв. заказал арх. А.Воронихину (работал совместно с Ф.Демерцовым) создание новых интерьеров, в частности, восточной анфилады, в которой разместились Минералогический кабинет, Картинная галерея, библиотека и Физический кабинет. Собрание Строганова включало минералы, монеты, медали, картины Ван Дейка, Пуссена, Лоррена, Гвидо Рени и др. К 1793 А.С.Строганов создал первый в России каталог картин на материале своего собрания.
После революции 1917 дворец был национализирован и в 1919–1931 существовал как Музей старого быта, который затем был упразднен. После решения правительства 1929 о ликвидации всех его коллекций, богатейшие собрания разошлись по разным музеям, часть пропала бесследно.
В 1930-х дворец был передан военной организации, доступ в него не разрешался даже специалистам-историкам.
Сейчас несколько парадных залов уже отреставрировано, в них открываются выставки.
Мраморный дворец
(1768–1785, арх. А.Ринальди) был передан Русскому музею в январе 1992.
Основным материалом для отделки здания являлись естественные разноцветные мраморы и граниты, что и дало ему название – Мраморный.
Екатерина II строила Мраморный дворец, предназначая его в подарок графу Г.Г.Орлову, который умер в 1783. Императрица выкупила дворец у наследников Орлова в казну, и в 1796 подарила его своему внуку – великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания с принцессой Саксен-Кобургской Анной Федоровной.
Затем, в 1832, Николай I пожаловал дворец своему второму сыну великому князю Константину Николаевичу. К 1830 здание находилось в аварийном состоянии, его отделка была демонтирована. Капитальная реконструкция поручалась придворному архитектору А.П.Брюллову, который не внес изменения в оформление фасадов здания, но заново оформил его интерьеры.
В 1888 владельцем дворца становится сын великого князя Константина, Константин Константинович. Для него в 1880–1890-е на первом этаже создается ряд апартаментов: Английский кабинет, Готическая музыкальная гостиная, Нижняя библиотека, уже с деревянной отделкой. С этого времени и вплоть до революции Мраморный дворец становится центром культурной жизни столицы.
С 1919 по 1936 во дворце размещалась Российская Академия истории материальной культуры. С 1937 – филиал Центрального музея В.И.Ленина. Архитектурная отделка залов второго этажа была уничтожена, а мраморные статуи работы Ф.Шубина, стоявшие в нишах Парадной лестницы, переданы в ГРМ. Переделки не коснулись лишь Мраморного зала, в отделке которого использовано 7 сортов мрамора: греческих, итальянских, уральских, карельских, сибирских пород. Украшен зал барельефами, исполненными Ф.Шубиным и М.Козловским, а также плафоном С.Торелли Торжество Венеры. Сохранилась мраморная отделка Парадной лестницы и ее плафон Суд Париса, исполненный немецким живописцем 18 в. И.Кристом.
В настоящее время в Мраморном дворце открыты постоянные экспозиции «Музей Людвига в Русском музее», «Зарубежные художники в России», проходят выставки современных художников. Известные немецкие коллекционеры Ирэна и Петер Людвиг подарили Русскому музею картины отечественных художников 1970–1980-х, эмигрировавших на Запад. Этот дар восполняет пробелы в общей картине художественной жизни страны.
Михайловский (Инженерный) замок
(1796–1800, арх. В.И.Баженов, В.Бренна) – полностью перешел в ведение Русского музея в марте 1995.
Еще в апреле 1991 Русский музей получил в аренду треть площади и, отреставрировав Домовую церковь архангела Михаила, открыл первую музейную экспозицию.
Дворец – резиденция императора Павла I, был назван Михайловским в честь Архангела Михаила – небесного покровителя Дома Романовых. Здание, соединившее черты средневекового рыцарского замка и светского европейского дворца 18 в., расположено на острове, омываемом водами Фонтанки и Мойки. Вдоль южного и западного фасадов были прорыты каналы, через них перекинули мосты, охраняемые караулами. Все 4 фасада дворца были разными. Главный южный фасад украшали мощные гранитные обелиски с императорскими вензелями. Рельеф на фронтоне История заносит на свои скрижали славу России исполнен братьями Стаджи. Перед дворцом по воле Павла I была установлена конная статуя Петра I, созданная еще в 1740-х по модели К.-Б.Растрелли.
Михайловский замок прослужил в качестве парадной резиденции только 40 дней: в ночь с 11 на 12 марта Павел I был убит в своей спальне, став жертвой заговора. После этого парадные покои роздали под частные жилые квартиры, а в начале 1820-х здание было передано Главному Инженерному училищу, которое размещалось там до середины 1960-х. В 1823 Михайловский замок был переименован в Инженерный.
В настоящее время здесь открыта постоянная экспозиция «Русский парадный портрет», проходят временные выставки.
Ольга Морозова
Врангель Н.Н. Русский музей имени императора Александра III. Живопись и скульптура. В 2-х тт. Спб, 1904
Государственный Русский музей. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное искусство. Народное искусство. [Альбом]. Автор вступительной статьи В.А.Гусев. Авторы-составители: Т.Б.Вилинбахова и др. Л., Аврора, 1991
Государственный Русский музей (Санкт-Петербург). Альманах. Издатель Й.Киблицкий. Спб, Palace Editions, 2001–2004
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»