Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КШЕСИНСКАЯ, МАТИЛЬДА ФЕЛИКСОВНА

КШЕСИНСКАЯ, МАТИЛЬДА ФЕЛИКСОВНА (настоящая фамилия Кржесинская) (1872–1971), русская артистка балета, педагог. Родилась в Лигово близ Петербурга 19 (31) августа 1872 в артистической семье: отец Ф.И.Кшесинский, брат И.Ф.Кшесинский – оба артисты балета Мариинского театра. Обучалась танцу в качестве приходящей ученицы в Петербургском театральном училище и по его окончании в 1890–1917 стала ведущей балериной Мариинского театра. В училище в совершенстве освоила технику, свойственную русской школе, но вскоре, начав брать уроки у итальянца Э.Чекетти, овладела также приемами итальянской школы. Это качество, равно как и личное обаяние и актерские способности, сделали ее идеальной исполнительницей балетов М.Петипа, составлявших на рубеже веков основу репертуара. Кшесинская навсегда осталась верна этому типу балета, который многим в 1910-х годах казался уже устаревшим. Каноны «старого» балета не сковывали ее. В противоположность ревнителям балета «нового» – М.М.Фокину, Т.П.Карсавиной, В.Ф.Нижинскому – она не стремилась вырваться за их пределы, не испытывала потребность в переменах, чутко ощущала красоту традиционного классического танца и несла ее в каждом движении, в каждом внятно, чисто, звонко изложенном пассаже. В ее репертуаре были балеты комедийного характера, например Тщетная предосторожность (балетмейстеры М.Петипа и Л.И.Иванов по Ж.Добервалю, музыка П.Гертеля), но немалый успех она имела также в спектаклях драматического характера, где ее игра была выразительной, насыщенной патетикой, – Эсмеральде (балетмейстеры Ж.Перро и Петипа, музыка Ц.Пуни), Дочери фараона Петипа (музыка Пуни), его же Баядерке (музыка Л.Минкуса) и др. Эпизодические выступления в балетах Фокина в Мариинском театре (Эвника, музыка А.В.Щербачева, 1907; Эрос на музыку П.И.Чайковского, 1915 и др.), как и редкие попытки выступить с труппой С.П.Дягилева, успеха не принесли.

Также по теме:
БАЛЕТ
БАЛЕТ

Будучи тесно связана с царским двором (была в юности возлюбленной будущего царя Николай II, затем замужем за Великим князем А.В.Романовым), Кшесинская покинула Петроград сразу после Октябрьской революции, Россию – окончательно в 1920 – и обосновалась во Франции. В 1929 открыла балетную студию в Париже. Учениками Кшесинской были многие выдающиеся балетные артисты, работавшие в русских труппах Франции и Америке, у нее брали уроки и уже зарекомендовавшие себя балерины, такие, как М.Фонтейн и И.Шовире.

Также по теме:
АКТРИСА
АКТРИСА

Умерла Кшесинская в Париже 6 декабря 1971.

Также по теме:
История

Литература:

Красовская В.М. Русский балетный театр начала ХХ века. Часть 2: Танцовщики. Л., 1972
Кшесинская М.Ф. Воспоминания. М., 1992

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Древний мир»
На какой реке находился древний город Вавилон?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Неизвестные подробности

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет