Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АКТРИСА

АКТРИСА, профессиональная исполнительница ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и кино.

Также по теме:
ИГРА ТЕАТРАЛЬНАЯ
ИГРА ТЕАТРАЛЬНАЯ

На протяжении ранней истории театрального искусства профессиональными актерами (протагонистами, скоморохами, гистрионами, вагантами, жонглерами, шпильманами, менестрелями, масхарабозами, кызыкчи, франтами и т.д.) становились только мужчины. В истории античного театра можно назвать единственное исключение – греческие театры 5–3 вв. до н.э. мим (от греч. mim240z – подражатель, подражание), в представлениях которого принимали участие женщины.

Постепенное проникновение женщин-актрис в театр началось в Европе в эпоху средневековья, когда театр, переживший период гонений и запретов во времена становления христианства, начал свое возрождение – сначала в формах церковных представлений (литургическая и полулитургическая драма, мистерия, миракль, моралите), где в инсценировках отдельных евангельских эпизодов присутствовали и женские роли. Однако этот процесс был очень и очень небыстрым. Так, еще в эпоху Возрождения (16–17 вв.), в пуританской Англии, в шекспировском театре женские роли традиционно исполняли мужчины (правда, в других европейских странах к этому времени женщины уже занимали на сценических площадках заметное место – например, в комедии дель арте). В некоторых традиционных театрах Востока (например, японские театры Но и Кабуки) до сих пор труппы состоят исключительно из мужчин (на исполнении женских ролей в этих театрах специализируются актеры отдельных амплуа – оннагата, или ояма).

Также по теме:
ИМПРОВИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ
ИМПРОВИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ

Запрет на участие женщин в театральных представлениях обусловлен причинами социально-нравственными, строго регламентирующими подчиненную и «домашнюю» функцию женщины. Так, чрезвычайно интересно, что общепризнанной основоположницей искусства Кабуки является женщина – актриса О-Куни, возглавлявшая в начале 17 в. женскую труппу, владевшую искусством песни и танца. Однако в 1629, по соображениям охраны общественной нравственности, женские труппы – называвшиеся онна-Кабуки – были официально запрещены.

Собственно, практически до начала 20 в. в общественном сознании актеры в принципе имели весьма невысокий статус, в определенном смысле являясь социальными изгоями. В отношении же женщин-актрис социальные нормы были существенно более строгими. Общественное признание профессиональных заслуг женщины-актрисы отнюдь не означало признание ее достойного общественного статуса. К 19 в. профессиональный статус актрисы уже не переводил ее автоматически в положение «дамы полусвета», ее могли принимать в обществе, однако, как правило, не вводили официально в высокопоставленные семьи. Так, брак графа Н.П.Шереметева со своей крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой в 1801 был исключительным отступлением от общественных норм, и содержался в тайне. Гораздо более традиционно проходил широко известный роман последнего русского монарха Николая II (еще в его бытность наследником престола) с блистательной балериной Матильдой Кшесинской: эта связь была изначально обречена в силу социального неравенства, стократ усугублявшегося профессией Кшесинской.

Также по теме:
КИНЕМАТОГРАФ
КИНЕМАТОГРАФ

Таким образом, история проникновения женщин-актрис на сцену неотделима не только от общей истории мирового театрального искусства, но и от социальной истории цивилизации, в частности – от развития течения феминизма.

Татьяна Шабалина

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Философия

Пройти тест

Физика

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет