Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АЛЕЙЖАДИНЬЮ

АЛЕЙЖАДИНЬЮ (Aleijadinho) (наст. имена и фамилия Антониу Франсишку Лисбоа) (1730/1738–1814), бразильский архитектор и скульптор, ключевая фигура в развитии бразильского барокко.

Также по теме:
АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА

Родился в городке Вила-Рика (штат Минас-Жерайс) 29 августа 1730 (по другим данным – 1738). Был сыном выходца из Португалии, крупного подрядчика и зодчего М.Ф.Лисбоа и рабыни-негритянки Исабелы. Отец выкупил его еще ребенком и воспитывал вместе со своими законными детьми. Прозвище «Алейжадинью» («маленький калека») закрепилось за ним в связи с тем, что в годы творческой зрелости он заболел проказой, изуродовавшей его лицо и тело.

С детства перенимал строительный опыт отца, а также скульпторов и резчиков, работавших в его мастерской. К кругу несомненных построек Алейжадинью, где он, до этого активно помогавший отцу, выступает уже как главный мастер, принадлежат церкви Сан-Франсишку в Оуру-Прету (1766–1794) и Сан-Франсишку в Сан-Жуан-дел-Рей (1774–1804). Эти постройки, сравнительно небольшие по масштабу, выделяются смелой криволинейностью планов и пространственных объемов (еще последовательней, чем в тогдашнем португальском зодчестве, уходящих от принципа строгой фасадности), а также пышным, но изящно скомпонованным, отнюдь не переусложненным декором.

Алейжадинью мыслил синтетически, равно и как зодчий, и как ваятель, создавая не геометрические структуры, а квазиорганические формы. Закономерно, что его главным шедевром, памятником мирового значения явилось внешнее скульптурное убранство паломнического храма Бон-Жезус-ди-Матозиньюс в Конгоньяс-ду-Кампу. Подходы к этому зданию (1757–1777, архитекторы А.-Р.Феликато и А.-Г.Роза) были оформлены в виде сложной системы лестниц, площадок и эспланад, обрамленных капеллами. В 1780–1805 Алейжадинью создал грандиозный ансамбль из 66 деревянных статуй (составивших 6 групп Страстей Господних в капеллах) и 12 каменных фигур пророков на парадной лестнице, причем к этому времени проказа уже парализовала его пальцы и он работал в особых перчатках, к которым крепились инструменты. В этих произведениях, позволяющих считать «маленького калеку» крупнейшим латиноамериканским скульптором этого периода, мощная и грубовато-прямодушная экспрессия разнообразных по характеру персонажей соединилась с тонким чувством ракурсов и контактных движений, связывающих фигуры в единое сакральное действо.

АЛЕЙЖАДИНЬЮ. ДАВИДАЛЕЙЖАДИНЬЮ. Церковь Сан-Франсишку в Сан-Жуан-дел-Рей

Также по теме:
СкульптураАрхитектура

Литература:

Хайт В.Л. Искусство Бразилии. М., 1989

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Здоровье и медицина

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет