АЛЕЙЖАДИНЬЮ
АЛЕЙЖАДИНЬЮ (Aleijadinho) (наст. имена и фамилия Антониу Франсишку Лисбоа) (1730/1738–1814), бразильский архитектор и скульптор, ключевая фигура в развитии бразильского барокко.
Родился в городке Вила-Рика (штат Минас-Жерайс) 29 августа 1730 (по другим данным – 1738). Был сыном выходца из Португалии, крупного подрядчика и зодчего М.Ф.Лисбоа и рабыни-негритянки Исабелы. Отец выкупил его еще ребенком и воспитывал вместе со своими законными детьми. Прозвище «Алейжадинью» («маленький калека») закрепилось за ним в связи с тем, что в годы творческой зрелости он заболел проказой, изуродовавшей его лицо и тело.
С детства перенимал строительный опыт отца, а также скульпторов и резчиков, работавших в его мастерской. К кругу несомненных построек Алейжадинью, где он, до этого активно помогавший отцу, выступает уже как главный мастер, принадлежат церкви Сан-Франсишку в Оуру-Прету (1766–1794) и Сан-Франсишку в Сан-Жуан-дел-Рей (1774–1804). Эти постройки, сравнительно небольшие по масштабу, выделяются смелой криволинейностью планов и пространственных объемов (еще последовательней, чем в тогдашнем португальском зодчестве, уходящих от принципа строгой фасадности), а также пышным, но изящно скомпонованным, отнюдь не переусложненным декором.
Алейжадинью мыслил синтетически, равно и как зодчий, и как ваятель, создавая не геометрические структуры, а квазиорганические формы. Закономерно, что его главным шедевром, памятником мирового значения явилось внешнее скульптурное убранство паломнического храма Бон-Жезус-ди-Матозиньюс в Конгоньяс-ду-Кампу. Подходы к этому зданию (1757–1777, архитекторы А.-Р.Феликато и А.-Г.Роза) были оформлены в виде сложной системы лестниц, площадок и эспланад, обрамленных капеллами. В 1780–1805 Алейжадинью создал грандиозный ансамбль из 66 деревянных статуй (составивших 6 групп Страстей Господних в капеллах) и 12 каменных фигур пророков на парадной лестнице, причем к этому времени проказа уже парализовала его пальцы и он работал в особых перчатках, к которым крепились инструменты. В этих произведениях, позволяющих считать «маленького калеку» крупнейшим латиноамериканским скульптором этого периода, мощная и грубовато-прямодушная экспрессия разнообразных по характеру персонажей соединилась с тонким чувством ракурсов и контактных движений, связывающих фигуры в единое сакральное действо.
Хайт В.Л. Искусство Бразилии. М., 1989
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»