БЕЛЮТИН, ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
БЕЛЮТИН, ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1925), русский художник и теоретик искусства. Родился в Москве 10 июня 1925 в семье писателя, примыкавшего к объединению «Перевал». Окончил Московский художественный институт имени В.И.Сурикова, где в 1942–1947 учился у А.В.Лентулова, П.В.Кузнецова и Л.А.Бруни. Стремясь возродить искусство авангарда, в 1948 создал свою студию, ставшую базой художественного направления «Новая реальность». Сперва подпольно-квартирная, а с 1964 разместившаяся на даче Белютина в Абрамцево студия была для своего времени уникальна; уникальны были и масштабы этого независимого объединения (в общей сложности через него прошло несколько сот художников и архитекторов). В 1962 Белютин организовал одну из первых публичных экспозиций нового искусства; перемещенная в Центральный выставочный зал (Манеж), выставка подверглась идеологическому разгрому со стороны ЦК КПСС и лично Н.С.Хрущева, что явилось одним из драматичных симптомов завершения «оттепели». Огромная выставка «белютинцев», ставшая как бы триумфальным «завоеванием Манежа», состоялась здесь в 1991, в период перестройки.
В основе белютинской системы обучения лежала его «теория всеобщей контактности» (одноименная книга вышла в 1991), трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. Собственное творчество мастера эволюционировало от живописного экспрессионизма (Похороны Ленина, 1962, Третьяковская галерея) ко все большей абстракции, полностью отвлеченной от предметности в поздних «картинах-модулях».
Белютин создал ряд капитальных трудов по истории русской художественной педагогики 18 – начала 20 вв., его соавтором нередко выступала супруга, искусствовед Н.М.Молева.
Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств 18 века. М., 1956
Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины 19 века. М., 1963
Элий Белютин. Жизнь. Творчество. Теория. М., 1990
Новая реальность. От Манежа до Манежа (каталог). М., 1990
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»