Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЛЕНТУЛОВ, АРИСТАРХ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛЕНТУЛОВ, АРИСТАРХ ВАСИЛЬЕВИЧ (1882–1943), русский художник. Родился в селе Воронье (Пензенская губерния) 14 (26) марта 1882 в семье священника. Учился в Пензенском художественном училище имени Н.Д.Селиверстова (1898–1900 и 1905), Киевском художественном училище (1900–1904) и студии Д.Н.Кардовского в Петербурге (1906–1910). Побывал во Франции и Италии (1911), в Париже посещал академию Ла Палетт, где преподавали кубисты Ж.Метценже и А.Ле-Фоконье. Был одним из организаторов объединения «Бубновый валет» (1910).

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Его ранние полотна близки принципам картины-панно в духе кружка «Голубой розы». Переосмыслив кубизм и фовизм (с сильными цветовыми эффектами последнего), Лентулов разрабатывает самобытный тип футуристического панно, трактующего мир как калейдоскоп динамических красок и форм (Победный бой, 1914, частное собрание, Москва). Особую известность получили его образы старинной церковной архитектуры, претворенные в феерически-праздничные и в то же время подспудно-катастрофические зрелища, – храмы здесь как бы рассыпаются или, напротив, созидаются из красочной стихии (Василий Блаженный, 1913; Звон (колокольня «Иван Великий», 1915; обе картины – в Третьяковской галерее); декоративность полотен усилена кусочками бумаги, ткани и фольги, введенными в живопись.

Художник мощного, жизнелюбивого темперамента (наглядно выраженного в его Автопортрете, 1915, там же), Лентулов принял революцию как праздник обновления. В 1910-е годы плодотворно работал также как сценограф (оформив, в частности, постановку Прометея А.Н.Скрябина на сцене Большого театра, 1918). Обращался к сценографии и позднее (Испанский священник Д.Флетчера во 2-м МХАТе, 1934); значительна была и его роль педагога (он преподавал во Вхутемасе и смежных институтах в 1919–1943). В станковой живописи наиболее органичным полем красочного самовыражения стал для него пейзаж (сергиево-посадские, волжские и крымские пейзажи 1920-х годов, зачастую близкие экспрессионизму). Попытки мастера приспособиться к программе соцреализма (серия картин на тему строительства метрополитена, 1939) большого успеха не имели.

Также по теме:
СЦЕНОГРАФИЯ
СЦЕНОГРАФИЯ

Умер Лентулов в Москве 15 апреля 1943.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Мурина Е.Б., Джафарова С.Г. Аристарх Лентулов. М., 1990

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет