Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ФИЛОНОВ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ

ФИЛОНОВ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ (1883–1941), русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Родился в Москве 8 (20) января 1883 в семье кучера. Рано осиротел. В 1897 семья, оставшаяся на попечении сестры Александры, переехала в Петербург. Учился в живописно-малярных мастерских (1897–1901), школе-студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1903–1908); был вольнослушателем петербургской Академии художеств (1908–1910). В 1905–1907 путешествовал по Волге, Кавказу (Новый Афон), ездил в Иерусалим (через Константинополь). Был членом «Союза молодежи» (с 1910), после распада последнего вместе с Д.Какабадзе организовал недолговечную группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины"» (1914). В те же годы сблизился с В.В.Хлебниковым и сам выступил как поэт, выпустив поэму Пропевень о проросли мировой (1915), где антивоенный пафос сочетается с мистическими мотивами всеобщего преображения человека и природы. В 1916–1918 служил в действующей армии на Румынском фронте.

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы – 1912–1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия. В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь. Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пестрой живописности. В его образах утверждается идея органической художественной формы, аналогичной природным формам и процессам. Согласно теории Филонова, тщательно прорабатывая в своем «аналитическом искусстве» «каждый атом» картины, живописец должен выражать не только внешнюю видимость мира, но и внутреннее знание о нем.

Вернувшись с фронта в Петроград (1918), мастер активно включился в жизнь искусств. Он стал одним из инициаторов создания местного Инхука (Института художественной культуры) и с 1923 руководил в нем отделом общей идеологии; в том же году опубликовал Декларацию «Мирового расцвета» (1923), на базе которой в 1925–1927 сложился коллектив его учеников и последователей («Мастера аналитического искусства»). Его произведения этих лет эпически «формулируют» целые монументальные пласты жизни (так называемые «формулы» пролетариата, революции, космоса, весны, составляющие большие живописно-графические циклы; огромная серия «голов»). Однако, при всей искренности революционных убеждений Филонова, социальная утопия в его искусстве парадоксально (так же, как в прозе А.П.Платонова) сочетается с антиутопией, обнажающей трагические разрывы и трещины бытия. Мастер испытывает все больший цензурный прессинг: его первую персональную выставку, уже развешанную в залах Русского музея, запрещают (1930), пресса делает «филоновщину» объектом систематических нападок.

Также по теме:
АВАНГАРД РУССКИЙ
АВАНГАРД РУССКИЙ

Художник не раз писал добросовестно-натуралистичные портреты. Однако его попытки создать «тематическую картину» в духе соцреализма (Тракторный цех Путиловского завода, 1931) или торжественный портрет вождя (И.В.Сталин, 1936; обе работы – в Русском музее, Петербург) не имели общественного успеха. Загнанный в угол, он упорно продолжал работать. С одной стороны, его серийные «формулы» 1930-х годов переполняются чувством всеобщего распада, с другой – он сохраняет стоическую убежденность в правоте коммунистических идеалов. Именно поэтому Филонов категорически запретил продавать свои вещи, считая их достоянием пролетариата (благодаря этому почти все его наследие, переданное сестрой, Е.Н.Глебовой, в Русский музей, осталось неразрозненным).

Умер Филонов в Ленинграде 3 декабря 1941.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Мислер Н., Боулт Дж. Э. Филонов. Аналитическое искусство. М., 1990
Филонов и его школа (каталог). Кёльн, 1990

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет