Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КАКАБАДЗЕ, ДАВИД

КАКАБАДЗЕ, ДАВИД (1889–1952), грузинский художник, теоретик и историк искусства, изобретатель. Родился в селе Кухи близ Кутаиси 8 (20) августа 1889 в крестьянской семье. В 1909 поступил на физико-математический факультет Петербургского университета; в 1910–1915 занимался в художественной мастерской Л.Е.Дмитриева-Кавказского. В 1914 вместе с П.Н.Филоновым создал группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков», выпустившую манифест Сделанные картины, где впервые были провозглашены принципы авангардного «аналитического искусства» (известного, прежде всего, по творчеству Филонова). Попутно уже в ранние свои годы выступил как знаток национальной художественной старины, подготовив в 1914 первый научный очерк о средневековом чеканщике Беке Опизари. Для «имеретинского периода» Какабадзе (1911–1919) характерны эпические мотивы кавказской природы, решенные в символически-обобщенном духе стиля модерн (Имеретия – мать моя, 1918, Музей искусств Грузии, Тбилиси).

Также по теме:
АВАНГАРД РУССКИЙ
АВАНГАРД РУССКИЙ

В 1919–1927 жил в Париже. Занимался историей и культурой Византии под руководством Ж.Милле. Сочетал модерн (в пейзажах Парижа и Бретани) с авангардными экспериментами, ставшими самобытным вариантом постфутуристического перехода к абстрактно-кинетическому искусству. В полемике с кубистами утверждал, что лишь криволинейная, динамическая линия способна воплотить современный «дух машинизма». Вводил в свои коллажи зеркала, линзы, блестящий металл, стремясь к эффекту внутреннего света, излучаемого самим произведением; в 1923 стал одним из изобретателей стереокино, сконструировав и запатентовав киноаппарат, дающий иллюзию рельефного изображения. Изложил свои теории в книгах О конструктивной картине; Париж. 1920–1923 годы; Искусство и пространство, изданных в 1922–1925 в Париже на французском (первая) и грузинском языках.

Вернувшись в 1927 на родину, сочетал национально-романтическую тематику своего «имеретинского периода» с канонами соцреализма. Плодотворно работал как педагог в тбилисской Академии художеств (1928–1948), а также как художник театра и кино. В 1934 снял документальный фильм Художественные памятники Грузии.

Также по теме:
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Умер Какабадзе в Тбилиси 10 мая 1952.

Также по теме:
ГРУЗИЯ
ГРУЗИЯ

Давид Какабадзе. Автопортрет.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Рчеулишвили Л. Давид Какабадзе. Тбилиси, 1977
Давид Какабадзе (каталог). М., 1989

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

История в фактах

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2021 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет