Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

МАТВЕЕВ, АЛЕКСАНДР ТЕРЕНТЬЕВИЧ

МАТВЕЕВ, АЛЕКСАНДР ТЕРЕНТЬЕВИЧ (1878–1960), русский скульптор. Родился в Саратове 13 (25) августа 1878 в семье торгового служащего. В 1899 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были С.М.Волнухин и П.П.Трубецкой; окончил училище в 1902. Экспонировался на выставках «Мира искусства» и выставке «Голубая роза». Жил в Петербурге (с 1907) и Москве (с 1943).

Также по теме:
СКУЛЬПТУРА
СКУЛЬПТУРА

Под влиянием импрессионизма Трубецкого тяготел к «живой», иллюзорно-«дышащей» поверхности пластических форм; в тематике его искусства возобладали мотивы сонного покоя на грани жизни и смерти, реальности и грезы. Эти образы как бы у нас на глазах рождаются из каменных блоков, зримо одухотворяя грубый материал (или, напротив, уходят в камень). Таковы меланхоличные фигуры обнаженных мальчиков-подростков, украшавших виллу Л.Е.Жуковского в Кучук-Коя (в Крыму; мрамор, инкерманский камень, 1908–1911; сохранились лишь фрагменты этого ансамбля, ныне хранящиеся в Русском музее), а также спящая мальчишеская фигура на надгробии В.Э.Борисова-Мусатова в Тарусе (гранит, 1910).

Матвеев стремился обновить каноны классической античности в трехфигурной группе Октябрь (гипс, 1927, Русский музей, Петербург) и стоящей женской фигуре (бронза, 1937, там же). Однако его «идеальные», гармонически-уравновешенные и в то же время, как правило, отрешенные от конкретно-агитационных задач образы приходились «не ко двору», и скульптор, несмотря на свой традиционализм и любовь к классике, не получал значительных заказов. Его крупные замыслы остались в эскизах (таковы, в частности, портретные образы А.С.Пушкина, к которым скульптор не раз обращался в 1940–1950-е годы). Лишь в малых формах его поиски развивались сравнительно свободно: в 1920-е годы он увлеченно работал для Петроградского фарфорового завода, варьируя мотив обнаженной женской фигуры.

Также по теме:
ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ

Сравнительно небольшое по объему наследие Матвеева явилось своеобразным «камертоном честности» русской скульптуры в десятилетия господства соцреализма. Влияние искусства мастера усилилось и в результате его педагогической работы (он преподавал в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры с 1918 (был его директором в 1932–1934), а по переезде в Москву – в Художественном институте имени В.И.Сурикова).

Умер Матвеев в Москве 22 октября 1960.

См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

Также по теме:
Скульптура

Литература:

Александр Матвеев (альбом-каталог). М., 1979

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Африка

Пройти тест

Литературная викторина

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет