МУЗЕИ ВАТИКАНА
МУЗЕИ ВАТИКАНА (Musei Vaticani) – крупнейшие музеи мира, включающие комплекс уникальных зданий и ценнейших коллекций.
Исторический очерк.
Строительство Ватикана началось с 4 в., когда была заложена церковь св. Петра и возведена резиденция первосвященника. В 9 в. были построены крепостные стены, а в 13 в. – новая, более обширная, папская обитель.
С 1377 Григорий XI (1370–1378) обосновался в Ватикане (до этого резиденция пап находилась в Латеране, затем – в Авиньоне) и началось строительство дворцов.
При Николае V выстроено квадратное в плане здание, окружающее Кортиле дель Паппагалло (Двор попугаев, арх. Л.Б.Альберти и Б.Росселлино); присоединена к ватиканской резиденции капелла Никколина, посвященная Св. Стефану и Св. Лоренцо.
Сикстинская капелла была создана при Сиксте IV (1471–1484) в 1473–1480 (арх. Джованни де Дольчи).
При Александре VI (1492–1503) построена башня Борджиа.
По поручению Юлия II (1503–1513) Браманте (1444–1514) соединил дворцы Николая V и Иннокентия VII, в результате чего возник Двор Бельведера, построил Лоджии Двора Сан Дамазо, позже украшенные фресками Рафаэля Cанти (1483–1520). Тогда же Микеланджело (1475–1564) расписал своды Сикстинской капеллы.
При Павле III (1534–1549) архитектор Антонио да Сангалло Младший (1483–1546) построил Капеллу Паолина, Зал Дукале и Зал Реджа. При Урбане VIII (1623–1644) Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680) возвел Скала Реджа (Лестницу Реджа) и Залы Паолины в Библиотеке и Архивах.
При Пие XI (1922–1939) Латеранский договор признал образование суверенного государства – Ватикан. За ним оставалось право собственности на произведения искусства с обязательством экспонировать их для публики. Для входа зрителей в 1932 архитектором Джузеппе Момо (1875–1940) был построен монументальный вестибюль, двойная винтовая лестница позволяет начать осмотр по самым разным маршрутам, общей протяженность 7 км.
На площади ок. 40 кв. м в 18–19 вв. возникли Музей Церковного искусства (Музео Сакро), Музей Светского искусства (Музео Профано), Музей Пио-Клементино, созданный в 1771–1793 Микеланджело Симонетти (1724–1787) и Джузеппе Кампорезе (1763–1822), Музей Кьярамонти (арх. Антонио Канова, 1757–1822) и др.
По инициативе Павла VI (1963–1978) в Пинакотеке Ватикана был создан отдел современного искусства, который в 1973 преобразовали в Собрание современного церковного искусства.
Грегорианский египетский музей
открыт в 1839. Хранит коллекцию египетских древностей: статуи богини Сехмет (1408–1372 до н.э.), саркофаги из черного базальта (6 в. до н.э.), голова фараона Ментухотепа (21 в. до н.э.), базальтовые статуи богов, статую царицы Туа (1280 до н.э.), статуи Птолемея II (285–274 до н.э.), скульптуры римского периода (2–3 вв.), мумии, погребальные урны, папирусы, скарабеи.
Грегорианский этрусский музей
открыт в 1837 при Григории XVI (1831–1846). Представлены памятники этрусского, греческого и римского искусства: надгробные стелы и саркофаги (5–1 вв. до н.э.), предметы из захоронения в Черветери (7 в. до н.э.), из гробницы Реголини-Галасси, этрусская бронза из некрополя в Вульчи (статуя Марса из Тоди (4 в. до н.э.)), этрусские изделия из золота, терракоты (Акротерий (5 в. до н.э.), скульптура Умирающий Адонис (2–1 вв. до н.э.)), собрание греческой и италийской керамики из этрусских захоронений, рельефы (9–2 вв. до н.э.), надгробный рельеф Стела атлета (5 в. до н.э.), Голова Афины (5 в. до н.э.).
Музей Пио-Клементино
– музей античного искусства. Был создан Клементом XIV (1769–1774) и Пием VI (1775–1799) (отсюда его название).
В Зале греческого креста находятся мозаики 2–3 вв., саркофаги Констанции и св. Елены (4 в.) – дочери и матери Константина Великого.
В Зале Ротонда: мозаика Битва греков и кентавров (1 в.), Геракл (1 в.), Юпитер Ортиколийский (римская копия по греческому оригиналу 4 в. до н.э.), Бюст императрицы (2–3 вв.).
В Зале Муз: статуи муз, римские гермы, Аполлоний торс Аполлона Бельведерского.
В Зале зверей: статуя Мелеагр (копия с оригинала Скопаса 4 в. до н.э.), Мифрас, убивающий быка, торс Минотавра.
В Галерее статуй: Аполлон Сауроктон (копия с работы Праксителя 4 в. до н.э.), Эрос (копия с оригинала 4 в. до н.э.), Спящая Ариадна (копия с оригинала 3–2 вв. до н.э.), Сидящий Парис, Пьяный Сатир, Септимий Север Нептун, Нарцисс, барельеф Марс, Минерва и Венера.
В Галерее бюстов: Катон и Порция (1 в. н. э.), Император Нерва в виде Юпитера (1 в.), Император Адриан (2 в.), Император Каракалла (3 в.).
В Зале масок: мозаики (2 в.) из виллы Адриана в Тиволи, Афродита Книдская (римская копия с оригинала Праксителя 4 в. до н.э.), Три грации (римская копия с эллинистического оригинала).
В Зале Лаокоона: Лаокоон с детьми (1–2 в. до н.э.).
В Галерее Аполлона: Аполлон Бельведерский (римская копия с работы Леохара 4 в. до н.э.), Меркурий (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.).
В Зале Персея или Кановы: Антонио Канова (1757–1822) – Персей (1800).
В Зале Гермеса: Гермес (римская копия с оригинала Праксителя 4 в до н.э.).
В Зале Апоксиомена: Апоксиомен (римская копия с оригинала Лисиппа 4 в до н.э.).
Музей Кьярамонти
основан Пием VII Кьярамонти (1800–1823). Собраны произведения античного искусства: римский саркофаг (2 в.), Герма Гефеста (римская копия с работы Алкамена 5 в. до н.э.), Ганимед, похищаемый орлом (римская копия с оригинала Леохара 4 в. до н.э.), Голова императора Августа (1 в.), статуя Гигеи (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.), Антонин Пий (137–161), Афина с совой (римская копия с греческого оригинала 5 в. до н.э.), Геракл с палицей (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.), Август из Прима Порта (1 в.), Дорифор (римская копия с оригинала Поликлета 5 в. до н.э.), Демосфен (римская копия с оригинала Полиевкта 3 в. до н.э.), Статуя Нила (римская копия с эллинистической скульптуры 1 в.), Силен и Дионис (римская копия с оригинала Лисиппа 4 в. до н.э.), Аталанта (римская копия с греческого оригинала 3 в. до н.э.), мраморная колесница (1 в.до н.э.).
Станцы Рафаэля
(от итал. stanza – комната) – три парадные комнаты размерами 8 × 10 м и зал 10 × 15. Находятся в северном крыле Ватиканского дворца, построены при Николае V. В 1508–1517 над росписью стен работал Рафаэль Санти и его ученики.
Станца делла Сеньятура (от итал. segnatura – папский суд) – зал для заседания суда. Фрески олицетворяют духовную деятельность человека – богословие, философию, поэзию и юриспруденцию: Диспут (1509), Афинская школа (1509–1510), Парнас (1511), Юстиция (1511). В медальонах свода изображены аллегорические фигуры: Философия, Справедливость, Поэзия, Теология; на панно: Грехопадение, Суд Соломона, Аполлон и Марсий, Астрономия.
Станца д'Элиодоро – покои папы для приема гостей: Изгнание Гелиодора из храма (1511–1514), Месса в Больсене (1512), Освобождение св. Петра из темницы (1514), Встреча Льва I с Аттилой (1511–1514).
Станца дель Инчендио (от итал. incendio – пожар) – при Юлии II здесь заседал церковный трибунал, при Льве X – проходили тайные трапезы: Пожар в Борго (1514–1517), Коронование Карла Великого (1514–1517), Очистительная клятва Льва III (1514–1517). Битва при Остии (1514–1517) – роспись выполняли ученики Рафаэля по его картону.
Зал Констанца: стены расписаны учениками Рафаэля Джулио Романо (Пиппи Джулио) (конец 15 в. –1546) и Джован Франческо Пенни (1496–1528): Крещение, Битва императора Константина с Максценцием, Видение Константину Святого Креста, Пожертвование.
Капелла Никколина
– небольшое помещение (6,6 × 4 м), стены которого расписаны в 1447–1450 фра Беато Анджелико (1387–1455). Верхний ярус фресок посвящен жизни Св. Стефана: Св. Стефан получает дьяконство, Св. Стефан раздает милостыню, Проповедь св. Стефана, Диспут св. Стефана, Св. Стефана ведут на казнь, Казнь св. Стефана. Нижний ярус посвящен Св. Лоренцо: Св. Лоренцо получает дьяконство, Св. Лоренцо получает сокровища от папы, Св. Лоренцо раздает милостыню, Св. Лоренцо перед трибуналом, Казнь св. Лоренцо.
Апартаменты Борджиа
исполнены по заказу Александра VI (1492–1503). Стены расписаны Бернардино Пинтуриккьо (1454–1513) и его учениками. Залы получили названия по сюжетам росписей.
Зал Сивилл: двенадцать люнетт (от фр. lunette – часть стены, ограниченная аркой и ее опорами) с фигурами Сивилл и восемь небольших фресок.
Зал таинств веры: фрески Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Вознесение Марии.
Зал святых: фрески Посещение Марии Елизаветой, Встреча святых Антония Аббата и Павла Отшельника в пустыне, Мученичество св. Себастьяна, Диспут св. Екатерины Александрийской с философами перед императором Максимилианом, Сусанна и старцы, Мученичество Варвары.
Зал наук и свободных искусств: фрески Риторика, Грамматика, Диалектика, Геометрия, Арифметика.
Зал чудес веры: изображения Давида, Соломона, Иеремии, Исайи, Малахия, Софония, Михея, Иоиля, а также праздники Епифания, Рождество, Благовещение, Успение, Вознесение, Троицын день.
Зал римских пап предназначался для папских церемоний.
Сикстинская капелла
построена в 1475–1483 архитектором Баччо Понтелли (1450 – после 1494) при Сиксте IV (1471–1484). Внутри прямоугольный зал разделен мраморной решеткой, выполненной Мино да Фьезоле (1429–1484) и Джованни Далмата (1440–после 1509).
На боковых стенах расположены 12 фресок. Слева от алтарной стены изображены сцены из Ветхого завета: Обряд обрезания Моисея, Путешествие Моисея в Египет Бернардино Пинтуриккьо (1454–1513) и Пьетро Перуджино (ок. 1450–1524); Испытание Моисея и Наказание Корея, Дафана и Авирона Сандро Боттичелли (1445–1510); Переход через Красное море, Моисей на горе Синай и Наказание бунтующих Козимо Россели (1439–1507); Смерть Моисея Луки Синьорелли (ок. 1445–1523).
Справа от алтарной стены изображены сцены из жизни Христа: Крещение Христа Бернардино Пинтуриккьо и Пьетро Перуджино; Искушение Христа Сандро Боттичелли, Призвание первых апостолов Доминико Гирландайо (1449–1494), Нагорная проповедь Козимо Россели и Антонио Туччи, Передача ключей Пьетро Перуджино.
По заказу Юлия II Микеланджело Буонарроти расписывает потолок Сикстинской капеллы (1508–1512). Поле потолка разделено на девять прямоугольных композиций. Фрески начинаются от алтарной стены: Отделение света от тьмы, Сотворение Солнца, Луны и растений, Отделение суши от воды и сотворение рыб, Сотворение Адама, Сотворение Евы, Грехопадение и изгнание из рая, Жертвоприношение Ноя, Потоп, Опьянение Ноя. По углам композиций размещены двадцать фигур обнаженных юношей. По сторонам свода изображены пророки и сивиллы, а в распалубках свода – эпизоды из Ветхого завета: Битва Давида с Голиафом, История Юдифи, Падение Амана, Медный змий. В люнетах над окнами – предки Христа.
Алтарная стена расписана Пьетро Перуджино Нахождение Моисея и Рождение Христа (не сохранились). На их месте сейчас находится фреска Микеланджело Буонарроти (1535–1541) Страшный суд.
Ватиканская пинакотека
открыта 19 марта 1908 в одном из крыльев Бельведерского дворца, в 1932 построено новое здание. Представлена византийская и европейская живопись 11–19 вв.
Среди шедевров собрания: Джотто ди Бондоне (1267–1337) и ученики: триптих Стефанески (1330–1335); Беато Анжелико (1387–1455): Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником (ок. 1435), Сцены из жизни св. Николая Барийского (1437), Св. Франциск Ассизский получает стигматы (ок. 1440), Пьетро Перуджино (ок. 1452–1523): Мадонна с младенцем и святыми (1495–1496), Воскресение (1499–1500), Коронование Марии (1503); Леонардо да Винчи (1452–1519): Св. Иероним (ок. 1482); Рафаэль Санти (1483–1520): Мадонна ди Фолиньо (1511), Преображение (1519–1520), Коронование Марии (1502–1504), Св. Петр (1513–1514), Св. Павел (1513–1514), (ок. 1490–1576): Портрет дожа Никколо Марчелло (ок. 1474), Мадонна с младенцем и святыми (Мадонна ди Сан Никколо деи Фрари) (1533–1535); Паоло Веронезе (1528–1588): Видение св. Елены (ок. 1570); Лудовико Карраччи (1555–1619): Троица с мертвым Христом (окТициан Вечеллио. Тициан Вечеллио); картины Гвидо Рени (1575–1642); Караваджо (1573–1610); Никола Пуссена (1594–1665) и др.
Ватиканская библиотека
основана (1475) Сикстом IV. Хранятся более 60 000 рукописных томов, 100 000 авторских рукописей, 7000 первых печатных книг (инкунабул), 800 000 печатных изданий, 100 000 гравюр и географических карт, книжные миниатюры.
Галерея гобеленов
– выставлены десять гобеленов, созданных по рисункам Рафаэля на Брюссельской мануфактуре.
Галерея географических карт
– хранит около 40 карт (1580–1583) с изображением земель, принадлежавших Ватикану.
Галерея канделябров
– названа по хранящимся в ней мраморным канделябрам. Собраны памятники классического искусства: саркофаг с изображением сцены Убийства детей Ниобеи, Артемида Эфесская (2 в.), Персидский воин (3 в. до н.э.).
Лоджии Рафаэля
– тринадцать сводчатых пролетов украшены фресками из Ветхого и Нового Завета выполнены Рафаэлем и его учениками.
Коллекция современного церковного искусства
создана в 1973 по указанию Павла VI (1963–1978). Представлены произведения современного искусства, картины и скульптуры, подаренные Ватикану художниками и коллекционерами: Матисс, Роден, Дали, Шагал, Утрилло, Кокошка, Пикассо, Сикейрос, Кандинский, Брак, Модильяни, Гуттузо и др.
Грегорианский музей светского искусства
– основан в 1844, открыт для публики в 1970. Собраны произведения античности, найденные на территории Ватикана: Марсий, торс Марсия и голова Афины (римские копии со скульптурной группы Мирона), Нептун (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.), Софокл (римская копия с греческого оригинала 340 г. до н.э.) и др.
Нина Байор
Музеи Ватикана. Рим. М., 1974
Рим и Ватикан. Plurigraf, Itali.1993
Пьетранджели К. Ватикан. – «Слово», «Magnus Edizioni» SpA, UDINE, Itali, 1996
Рим и Ватикан. Bonechi, Itali, 1997
Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. – «Весь мир», М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»