Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ПАГОДА

ПАГОДА (от санскр. бхагават – «священный»), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий, обычно имеющее вид башни, состоящей из нескольких ярусов-этажей, каждый из которых имеет собственную кровлю.

Также по теме:
КИТАЙСКАЯ И ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
КИТАЙСКАЯ И ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Как тип архитектурного сооружения сложилась в Китае, откуда распространилась во Вьетнам, Корею, Японию и другие страны, где распространен буддизм.

Строительным материалом для пагод служат дерево, кирпич, камень, металл.

Древнейшие из сохранившихся в Китае пагод, например Сунъюэсы на горе Суншань, датируемая 6 в., выстроены из камня, однако основные формы китайской архитектуры возникли из деревянных конструкций. Тонкие широко расставленные столбы поддерживают кронштейны, несущие балки кровли, глубокий вынос которых создает мощный горизонтальный акцент. Углы черепичных крыш слегка загнуты кверху.

По мере того как храмы увеличивались в размерах, к основному ядру добавлялись дополнительные ряды стоек, с помощью которых формировалась структура боковых галерей. Когда стали сооружать каменные пагоды, память о деревянных многоярусных конструкциях, где каждый ярус был увенчан собственной кровлей, сохранилась в горизонтальных полосах кладки. Китайские мастера умело использовали красоту деревянной текстуры, податливость резцу и цвет.

Японцы восприняли осевую композицию из китайской архитектуры, и древнейший из японских монастырей Ситэннодзи в Осаке (6 в.) повторяет в своей структуре устройство монастырей Китая. Галереи окружают прямоугольный двор. Ворота или вестибюль, устроенный в первой галерее, задают положение главной оси, на которой располагались пагода, зал Будды и второй многоколонный зал, завершавший ансамбль. Далее осевая композиция продолжается симметрично расположенными бассейнами и другими зданиями.

Буддизм проник на Корейский п-ов в 4 в. и был быстро воспринят в Трех государствах. Примером мастерства творцов буддийского искусства эпохи Силла служат замечательные каменные пагоды в храме Пульгукса.

См. также КИТАЙСКАЯ И ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА.

Также по теме:
АрхитектураРелигия

Литература:

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Страны мира

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет