Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ПЕРФОРМАНС АРТ

ПЕРФОРМАНС АРТ, искусство акций, производимых художниками перед зрителями. Акции могли иметь разные формы и обозначались по-разному (от «живописи действия» до боди арта и хэппенингов), но ко всем ним применим общий термин – перформанс. Это английское слово (в переводе – исполнение, действие, представление, спектакль) используется также и в театре, поскольку очевидно его родство с акционной деятельностью художников. Существенное отличие заключается в том, что если в театре актеры представляют персонажей, то создатели акций не представляют никого и ничего, кроме самих себя, и все их действия – это их собственное поведение, происходящее в некоей смоделированной для себя или просто вполне обыденной ситуации. Перформансы отличаются от всех видов визуального искусства тем, что объектом творчества у них становится не создаваемое художником произведение, а он сам: и главным оказывается не результат его работы (картина, скульптура, вещественная композиция – ассамбляж, инсталляция и т.п.), а процесс этой работы, т.е. некая акция. Поэтому перформанс арт правильнее считать не авангардом визуального искусства, а совершенно другим типом творческой деятельности.

Также по теме:
ЗРЕЛИЩЕ
ЗРЕЛИЩЕ

Переход от создания произведения к акционной деятельности обозначила так называемая «живопись действия» рубежа 1940-х и 1950-х гг., когда Д.Поллок, а за ним Ж.Матье превратили традиционно интимный и скрытый от посторонних процесс живописания картины в публичный акт. Поллок, расстелив холст и встав на него (то есть, войдя как бы внутрь будущей картины), производил акцию разбрызгивания вокруг себя по поверхности холста краски, следы которой воспринимались как «запись биологических импульсов художника». У Матье «живопись действия» обрела характер представления, происходившего в 1950 на сцене парижского театра Сарры Бернар, где художник в течение 20 минут создавал огромное абстрактное полотно, выдавливая на холст краску прямо из тюбиков. Спустя еще восемь лет появилась Антропометрия голубого периода И.Клейна – целый «спектакль», который (в сопровождении оркестра, игравшего Монотонную симфонию) исполнялся перед зрителями. Его содержанием была «живопись действия» двух обнаженных моделей (они прижимались покрытыми голубой краской телами к холсту, произвольно двигались по его поверхности, словом, «становились живыми кистями»).

 IGDA     ДЖЕКСОН ПОЛЛОК. АЛХИМИЯ 47

Также по теме:
ТВОРЧЕСТВО
ТВОРЧЕСТВО

Визуальные акции можно условно разделить на четыре типа: 1. те, которые относятся к боди-арт и объектом действия художника является его собственное тело; 2. индивидуальные моно акции с теми или иными предметами и элементами окружающей среды; 3. коллективные действия; 4. акции производимые самими зрителями без видимого присутствия художника.

Первые в 20 в. опыты в духе боди-арт относятся к 1910-м гг., когда русский футуризм в лице М.Ларионова провозгласил, что «пора искусству вторгнуться в жизнь» и что «раскраска лица – начало вторжения». Предлагая программу разного рода «раскрасок» и преобразований облика мужской и женской фигур, Ларионов реализовал эти идеи масочно-ряженного боди-арт применительно к себе и к своим товарищам. Разрисовав свои лица и превратив себя в живые художественные объекты, они вышли 14 сентября 1913 на «футуристическую прогулку» по Кузнецкому мосту.

Это был всего лишь пролог хотя эпатирующего, но игрового характера. Когда же художники обратились к боди-арту в 1960–1970-е годы, их тело стало объектом уже не шуточных, а порою весьма жестоких и опасных акций. В 1960 И.Клейн совершил знаменитый прыжок из окна – акцию под названием Живописец пространства бросается в пустоту.

«Роспись самого себя – преодоленное самоистязание» и «бесконечно испробованное самоубиение», – так сформулировал крайний мазохистский, но типичный характер экспериментов боди-арта 1960–1970-х гг. Г.Брюс, основавший вместе с О.Мюлем и Г.Ничем, венскую группу «Актионисмус» («Aktionismus»,1964). В том же духе совершали свои акции боди-арт В.Акконти, Д.Оппенгейм, К.Бёрден, Д.Пина, М.Абрамович, а в России (уже в 1980-е гг) – А.Жигалов, художники царскосельской «Интерстудио» (Interstudio) Ю.Соболева, М.Перчихина. Одновременно развивалось другое направление боди арта, в котором тело художника становилось объектом гримировальных и костюмированных ряжений: первые опыты такого рода относятся к середине 1930-х гг., а в 1960–1970-е гг. подобные акции показывали англичане Гилберт и Джордж, в также Л.Онтани, Р.Хорст, Х.Вилке, П.Коттон, В.Трасов, П.Олешко, Р. и В.Герловины.

К типу моно акций индивидуального характера, где художник совершал действия, направленные уже не на свое тело, а вовне, относятся драматичные представления «Театра Оргий и Мистерий» Г.Нича, иронически игровые действа П.Мандзони, а более всего – медитийные перформансы Й.Бойса (24 часа, 1965, Как объяснить картины убитому зайцу, 1965, Евразия, 1966 и другие). В России моно акции начали появляться, начиная с середины 1970-х, их показывали разные художники, а в 1990-е самыми известными и эпатирующими были индивидуальные перформансы О.Кулика, например демонстрировавшийся им в Нью-Йорке (и признанный там лучшим в сезоне 1996–1997) Я кусаю Америку, Америка кусает меня, воспринимавшийся своеобразной парафразой двадцатилетней давности моноакции Й.Бойса под названием Я люблю Америку, Америка любит меня.

Коллективные акции, строящиеся на взаимодействии двух или более участников, включают в себя хэппенинги (англ.: случай, событие) и собственно перформансы. Различие между ними в том, что первые носили как бы игровой, импровизационный характер и порой казались даже производимыми стихийно, будто без какого-либо плана, а вторые имеют в своей основе некий сценарий. Впервые действо под названием «18 хэппенингов в 6 частях» показал в 1959 А.Капроу. Затем, в 1960-е последовал целый ряд его новых хэппенингов, и одновременно это направление акционной деятельности, постепенно обретавшее форму уже перформанса, было подхвачено другими американскими художниками: К.Ольденбургом (Театр лучевого пистолета), Р.Уитманом (Американская луна), Д.Дайн (Авария машины). В России оно получило развитие, начиная с середины 1970-х гг.в перформансах Р. и В.Герловиных, В.Комара и А.Меламида, Н.Абалаковой и А.Жигалова и наиболее последовательно группы «Коллективное действие», руководимой А.Монастырским, которая показывала свои акции, как правило, на природе и видела их главное отличие от перформансов их коллег за рубежом в том, что «в центре западных – фигура художника. У нас в центре – лес, поле, снег. Человек может присутствовать лишь в виде маленькой фигурки».

Наконец, все упомянутые выше мастера – от Капроу до Монастырского, создавая свои хэппенинги или перформансы, стремились так или иначе вовлекать в происходящее зрителей. Крайним проявлением этой тенденции стали акции зрителей-участников, производимые ими без видимого присутствия художника, но им организованные и спровоцированные. Такие акции тоже могли носить характер, как индивидуальный, так и коллективный.

Виктор Березкин

Wolfgang Volz, Copyright: Christo ХРИСТО И ЖАН-КЛОД. УПАКОВАННЫЙ РЕЙХСТАГ. Берлин Mark Arminski     БОДИ-АРТ Mark Arminski     БОДИ-АРТ Mark Arminski     БОДИ-АРТ Mark Arminski     БОДИ-АРТ

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Kaprow A. Assemblage, Environments, Happenings. N.Y., 1966
Kirby М. Happenings. N.Y, 1966
Adrian H. Total Art: Environments, Happening and Performance. N.Y., 1974
Goldberg R. Performance: Live Art from 1909 to the Present. N.Y., 1979
Battock G. and Nicklas R., eds.: The Art of Performance. N.Y., 1984
Е.А.Бобринская. Концептуализм. М., 1994
Поездки за город. Коллективные действия. М., 1998

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Литературная викторина

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет