Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

РОССИ, КАРЛО

РОССИ, КАРЛО (Карл Иванович) (Rossi, Carlo di Giovanni) (1775–1849), архитектор, крупнейший зодчий русского ампира. Родился в Петербурге 18 (29) декабря 1775; был сыном итальянской балерины Г.Росси. Постигал архитектуру на практике, работая под началом В.Ф.Бренны, своего учителя и многолетнего друга. С 1796 был его помощником на строительстве Михайловского (Инженерного) замка. В 1803–1804 учился в Италии. По возвращении в Россию был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его Величества» (1806), а в 1809 – «Кремлевской экспедиции» в Москве. Из московских произведений зодчего (неоготические Екатерининская церковь и надстройка кремлевской Никольской башни, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. В 1809 обновил Путевой дворец Екатерины II в Твери, выстроенный М.Ф.Казаковым (1763), отделав его великолепным внутренним декором. В эти годы интенсивно работал, совершенствуя свой дар зодчего-градостроителя, не только в Твери, но и в малых городах губернии (Бежецк, Кашин, Старица, Торжок), проектируя много зданий разнообразного назначения, занимаясь планировкой в целом.

Также по теме:
АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА

В 1815 возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. Росси внес важный вклад в украшение Павловска (деревня Глазово с домами в виде народных изб, библиотека дворца и другие постройки 1815–1826, в большинстве своем, однако, до нас не дошедшие), создал замечательный архитектурно-парковый ансамбль на Елагином острове (1818–1822), – с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами. Но главной сферой его творческой деятельности стала собственно городская, а не природная среда. Во многом именно благодаря Росси Петербург к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись из столицы в ряду прочих европейских столиц в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, оптимально выразили это имперское величие.

В 1819 Росси полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом (значительно обновленным им в 1818–1827 и изнутри; правда, из интерьеров сохранилась лишь Военная галерея 1812 года, восстановленная после пожара 1837 В.П.Стасовым). На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы – между Невским проспектом и Марсовым полем – послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (1819–1825; ныне – Русский музей). Росси раскрыл пространство перед главным фасадом дворца, спроектировав ритмически соразмерную ему площадь, окружение же Марсового поля, куда обращен другой фасад, также было радикально перепланировано. Наиболее грандиозный из ансамблей Росси имеет своим началом перестройку Аничковой усадьбы (1816–1818); преображая территорию от Невского до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828–1834 Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне улица зодчего Росси), оформленной двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами; с городом театр и улицу связали площади Театральная и Чернышева. Последний из крупных ансамблей был выстроен на Сенатской площади; проекты Росси (реализованные в 1829–1834 архитектором А.Е.Штаубертом) определили облик и структуру соединенных аркой зданий Сената и Синода, – тем самым была завершена система трех парадных площадей центра города (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской).

Творениям Росси – помимо их градостроительного значения – присуща и удивительная декоративная цельность: как в мощных, строго продуманных архитектурных акцентах экстерьеров с их мощными колоннами и рустовкой, а также скульптурным убранством (с Росси сотрудничали ваятели В.И.Демут-Малиновский и С.С.Пименов, исполнившие скульптурный декор арки Главного штаба и Александринского театра), так и во внутреннем дизайне. Порою сам Росси – как это было в Белоколонном зале Михайловского дворца – рисовал эскизы интерьерных росписей и рельефов, мебели и осветительных приборов, тем самым добиваясь характерной для ампира универсальной цельности стиля.

Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Позднее ему дали лишь один значительный заказ – по перестройке зрительного зала Александринского театра.

Умер Росси в Петербурге 6 (18) апреля 1849.

КАРЛО РОССИ. russianculture.ruЕЛАГИНСКИЙ ДВОРЕЦ. Санкт-Петербург.  Бузланов C. www.archi.ruАлександринский театр — старейший национальный театр России

Также по теме:
Архитектура

Литература:

Тарановская М.З. К.Росси. Л., 1980
Шуйский В.К. К.Росси. СПб, 2001

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Животные

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет